Кыргызстан – уникальная страна. Имея массу возможностей для развития экономики, привлечения инвестиций, запуска международных проектов, она, вернее, управляющие ею политики и чиновники эти возможности благополучно спускают, пардон, в сортир. Усугубляя и без того шаткое финансовое положение и уничтожая инвестиционный имидж.
И примеров тому – колоссальное множество. Один из них касается Министерства чрезвычайных ситуаций и ГП "Авиационное предприятие" при нем.
Забегая вперед отметим, что история эта началась еще когда ведомством руководил ныне первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов. Собственно говоря, это не единственный скандал с намеком на коррупцию и финансовые махинации, плетущийся хвостом за Бороновым.
Но, обо всем по порядку.
Эта история началась еще в 2012 году, когда зарубежного инвестора – компанию Al Amyal Aviation Services FZE угораздило начать сотрудничество с ГП "Авиационное предприятие". Это стало, собственно, главной ошибкой и крахом проекта в Кыргызстане. Компания до сих пор несет миллионные убытки.
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…
Бизнес, который компания Al Amyal Aviation Services FZE (с головным офисом в ОАЭ) начала в Кыргызстане еще в 2009 году, для нашего рынка уникальный. Руководитель компании, россиянин Виктор Бернгардт открыл совместное предприятие на СЭЗ "Бишкек" - филиал Новосибирского завода по ремонту вертолетов. Были вложены сотни тысяч долларов – на СЭЗ Бишкека. Иностранный предприниматель инвестировал сотни тысяч долларов в строительство базы. На СЭЗ возвели ангары, завезли в страну необходимое оборудование и вертушки. Продолжалась работа и после 2010 года, когда многие инвесторы свернули бизнес и ушли из Кыргызстана. Более того, во время июньских событий 2010-го Al Amyal Aviation предоставила три вертолета и два самолета для переброски сил на юг страны и транспортировки грузов, в том числе гуманитарной помощи. Уговорил своих канадских партнеров передать МЧС Кыргызстана гумпомощь в виде медикаментов на сумму свыше $500 тысяч.
В 2011 году компания Al Amyal Aviation получила лицензии холдинга "Вертолеты России" и российского конструкторского бюро "Московский вертолетный завод имени М.Л.Миля" (КБ Миля). Готовились получить лицензию от Рособороны. Но вот тут-то и начинается свистопляска с МЧС и его подконтрольным предприятием.
Казалось бы, история вообще выеденного яйца не стоит. Но выйти из нее иностранный инвестор не может до сих пор.
ДАЙТЕ ДЕНЕГ И ИДИТЕ…
Напомним читателям, что с вертолетами у Кыргызстана проблема была всегда. В смысле вертолетов то толком и нет уже много-много лет. Старые уже спущены на металлолом. А те, что имеются – подарки от России. На новые и собственные денег у нас нет.
Чтобы и помочь местному бюджету, и расширить свой бизнес, Al Amyal Aviation в 2011 году берет в аренду у госпредприятия "Авиационное предприятие" при МЧС КР вертолет, как раз подаренный россиянами кыргызской стороне в 2006 году.
Условия были простыми и очень выгодными. Вертолет вместе с экипажем и техническим обслуживанием сдали компании Al Amyal Aviation на год за 2 тысячи долларов за каждый летный час. Еще раз уточним, что по условиям договора техническое обслуживание и ремонтные работы должны были производиться ГП "Авиационное предприятие" при МЧС КР за счет аренды.
Поэтому когда двигатель у этого вертолета вышел из строя, российский бизнесмен был совершенно уверен, что проблем не будет – деньги до этого выплачивались кыргызской стороне исправно, значит, и ремонт будет произведен в рамках договора и без проволочек. Но, не тут-то было.
"Авиационное предприятие" обратилось к Бернгардту с просьбой предоставить двигатель… в аренду. Вместо того сломанного. Хорошо, руководитель компании Al Amyal Aviation пошел и на это, предоставив двигатель ТВЗ-117 после капитального ремонта и с большим календарным сроком и ресурсом. Услуги оценили в $400 за каждый летный час. Госпредприятию было предложено оплату за аренду двигателя производить взаиморасчетом, но МЧС отказалось, настояв на дополнительном договоре аренды двигателя.
Сложилась дурацкая и странная ситуация – россияне платили ежемесячно по 2 тысячи долларов за каждый летный час, а МЧС должно было переводить на счет компании по 400 долларов ежемесячно в счет погашения аренды двигателя. И в то время, когда арендаторы вертолета платили, как и прежде, исправно – 120 - 140 тысяч долларов ежемесячно в зависимости от летных часов (колоссальная сумма для госпредприятия, у которого на балансе, собственно, только этот вертолет и был! – ред.), от министерства перевод денег заглох. Платить ведомство, судя по всему, не собиралось.
Ну что бы у нас в стране интересного происходило, если б не чиновники и политики? В том же 2011-м году депутаты Жогорку Кенеша вдруг решили выяснить судьбу этого самого несчастного вертолета. И узнав, что он находится в аренде, потребовали "вертушку" вернуть государству и использовать только так. Никакой аренды.
Собственно говоря, и в этом не было особой проблемы – и Виктор Бернгардт бизнесмен серьезный, и компания – не однодневка. С весьма солидными партнерами и контрактами. Нашли бы какой-то вариант безусловно. Но и тут наши чиновники (в данном случае, в лице тогда министра Чрезвычайных ситуаций, сейчас первого вице-премьер-министра Кубатбека Боронова – ред.) отличились.
Вертолет-то забрали, а вот двигатель, находившийся в аренде у ГП при МЧС, как и деньги за его аренду, отдавать отказывались. А это порядка 150 тысяч долларов. На все возмущения иностранного инвестора… МЧС подает в суд на компанию Al Amyal Aviation.
ГАЛОЧКА, ТЫ СЕЙЧАС УМРЕШЬ!..
Если вкратце, то МЧС хочет от Al Amyal Aviation: чтобы компания выплатила аренду за вертолет даже за то время, когда техника уже не находилась в распоряжении компании. Оплатила "представительские расходы" - это за адвоката, который представляет ГП в судах, зарплату экипажу. Ну и судебные издержки соответственно. Оплачивать аренду двигателя и, что важно, возвращать его Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, судя по всему, не собирается.
Что самое важное, из-за всех этих судебных разбирательств, другие четыре вертолета компании АРЕСТОВАНЫ!
Вот тебе и привлечение инвестиций. Т.е. уже на протяжении более шести лет компания не может делать совершенно ничего! Понесены миллионные убытки из-за ареста других вертолетов, естественно уже превратились в труху все контракты и проекты.
ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?
Кстати, если сейчас Al Amyal Aviation подаст в суд (какой-нибудь международный экономический) на правительство Кыргызстана допустим в лице экс-главы МЧС Боронова, компания наверняка выиграет. При этом сумма иска будет многомиллионная. Во-первых упущенная выгода и понесенные убытки из-за того самого эмчеэсовского вертолета. Во-вторых, упущенная выгода и, по сути, уже пришедшие в негодность четыре вертолета компании Al Amyal Aviation, стоимость которых оценивается до 10 млн долларов. А если их сейчас ремонтировать, это порядка 4 млн долларов. Опять же, и тут упущенная выгода, нервы, репутация, проекты и т.д… Загибаете пальцы?
Всего этого разумеется можно было бы избежать, если бы в МЧС не занимались откровенными махинациями.
Понятно, что деньги за аренду двигателя не платили потому, что их не было. Сплыли, ушли, были потрачены чиновниками МЧС. Еще бы – кто не захочет "грамотно использовать" 140 тысяч долларов в месяц. Но и это не все.
По данным ГП "Кыргызаэронавигация" при Минтрансе КР этот самый вертолет МЧС в "арендное" время использовало само! Т.е. в оплаченное компанией Al Amyal Aviation время вертолет летал по нуждам Кыргызстана – производились служебные перевозки грузов, пассажиров, аварийно-спасательные и поисково-спасательные работы, контрольно-испытательные полеты… Глупо будет предполагать, что все эти полеты не компенсировались из бюджета Кыргызстана.
При этом МЧС продолжает настаивать, что, мол, виноват инвестор-арендатор, и платить ему…
Самое странное и, пожалуй, ужасное, что суд стоит не на стороне закона, логики, здравого смысла, а на стороне сомнительных чиновников из, по сути, уже не существующего ГП (тот вертолет, напомним, был единственным имуществом целого государственного предприятия).
ШЕСТЬ лет Al Amyal Aviation не может добиться справедливости. Подливают масла в огонь некоторые парламентарии, как, например, Мирлан Бакиров, который публично рьяно защищает МЧС и всю эту грязную схему, и многие другие высокопоставленные чиновники и политики.
ХЭППИ ЭНДА НЕ БУДЕТ?
Все просто. Нужно заплатить инвестору деньги и хотя бы попытаться сохранить лицо во всей этой, как говорит молодежь, стремной ситуации. Но этого не будет. Наверняка малограмотные, но амбициозные юристы, консультирующие правительство, скажут шефам, что и международный суд они тоже выиграют.
Не выиграют. В международных экономических судах сидят не идиоты и не дураки – там кыргызское "телефонное право" и статус некоторых фигурантов этой истории не действует. А то, что до сих пор иск от компании Al Amyal Aviation там не лежит – говорит о попытке Виктора Бернгардта решить все миром.
Этот скандал, да еще и, по сути, с "косвенным" участием ныне первого вице-премьер-министра Кубатбека Боронова будет ой как некстати в рамках уже начавшейся де-факто предвыборной кампании. Президенту Жээнбекову и его команде имидж власти нужно поднимать, а не втаптывать в грязь…
Хотя, возможно, это какая-то извращенная, хитрая схема, о тайных посылах которой мы даже и догадываться не можем.
P.S. Просим считать этот материал открытым обращением к премьер-министру Абылгазиеву, главам Совбеза, ГКНБ, Генпрокуратуры, тем же лидерам фракций и спикеру – разберитесь уже, пожалуйста, в этой ситуации, которая очень больно может ударить не только по имиджу Кыргызстана, как страны с адекватными судами и чиновниками, но и по бюджету. Мы, налогоплательщики, за ваши косяки расплачиваться не будем. Также надеемся, что ответом на наши и официальные обращения в эти органы будут не просто отписки о том, что вопрос изучается, а конкретные действия.