...Радиолу моим родителям подарили на свадьбу, когда меня еще и в планах не было. Здоровенный такой полированный ящик, очень красивый)) Даже памятная табличка была - открываешь крышку проигрывателя, а там - латунный параллелограмм с гравировкой: "Николаю и Лидии в день бракосочетания от комсомольской организации. 26.01.1966". Шикарный был подарок по тем временам, когда кое-где еще патефоны по шкафам пылились. Можно было радио слушать, можно пластинки - технический прогресс! И сколько себя помню, в доме всегда была музыка и куча пластинок - впрочем, наверное, как и у всех... Пластинки были разные - некоторые "проходные", купленные по случаю, но увы, не интересные, а были - любимые, которыми мама особенно дорожила. Карел Готт, Алла Пугачева, Мирей Матьё... Да, Мирей Матьё - этот голос сопровождал меня и моих ровесников все "золотые" 70-е... Помните, да? "Чао, бамбино, сорри", "Пардон муа"... да кто ж не помнит?
Её невозможно было не любить, хрупкую француженку с удивительно звонким голосом невиданной силы, с таким узнаваемым раскатистым грассированием, с очаровательной чёлкой и распахнутыми настежь глазами. И не смотря ни на какие идеологические препоны и "железные занавесы" она всегда была желанной гостьей в нашей стране - начиная с 1967 года и по сей день, и неизменно собирала полные залы.
Она родилась 22 июля 1946 года в Авиньоне. Её детство нельзя было назвать счастливым и безоблачным - послевоенная Франция, большая семья, где она была старшей из 14(!) детей... Она часто вспоминала холодный барак, в котором ютилась их бедная, но дружная семья. В 5-комнатную муниципальную квартиру, где дети впервые испытали неслыханное удовольствие – приняли ванну, Матьё переехали, когда старшей дочери исполнилось уже 15 лет. Однако Мирей ни о чём не жалеет: «Мне страшно повезло - я родилась настолько пронзительно бедной, что мне не оставалось в жизни ничего иного, как научиться много и хорошо работать», - вспоминала певица чуть позднее. С учебой тоже не задалось - девочка родилась левшой, и учительница младших классов решила во что бы то не стало переучить её на праворукость - нещадно била её линейкой по пальцам, когда Мирей брала ручку в левую руку... В результате отбила всякое желание учиться, и будущая певица в 14 лет ушла из школы и устроилась на местную фабрику.
Но с нею всегда была её семья. Её папа, хотя и работал каменщиком, обладал музыкальным слухом и сильным голосом, и любил петь - просто так, для души, и в церковном хоре. Певица вспоминала: «Он пел дома, пел в мастерской, и, слушая его, я застывала, словно зачарованная. Как только раздавалось папино пение, я вторила ему, точно канарейка. Это приводило его в восторг, и в конце концов он объявил, что в этом году я непременно буду участвовать в праздничном песнопении» Так и вышло: в 4-летнем возрасте певица дебютировала перед немалой аудиторией прихожан церкви, пришедших на вечернюю мессу в канун Рождества, и получила первый свой приз - леденец)).
Именно её отец первым понял, что такой талант грех зарывать в землю, и что его дочь ожидает великое будущее. Несмотря на бедность, в которой жила семья, он заставил дочь брать уроки вокала и нотной грамоты. И вскоре это принесло свои плоды - в 1965 году она побеждает на конкурсе талантов в Авиньоне, и получает в качестве приза путевку в Париж, на телешоу «Игра фортуны». И вот тут все и случилось: девушка спела песню Jezebel и в одночасье покорила Францию. Публике показалось, что на сцене ожила любимая Эдит Пиаф! Уже на следующий день после выступления Мирей Матье был предложен контракт. Точнее, продюсер Джонни Стар подписал контракт с отцом несовершеннолетней певицы.
Но это было только началом длинного и непростого пути. "Моя жизнь напоминает небо над Авиньоном. Какие бы ни нависали тёмные тучи, они вскоре расходятся, и снова светит солнце… Но неожиданно откуда-то налетает гроза, бешеная гроза. Однако сильный порыв буйного мистраля прогоняет её прочь. И так всё время!" - писала она в мемуарах. Провинциальной девушке пришлось учиться всему: двигаться на сцене, ходить на каблуках, вести себя в обществе... А еще Мирей учила иностранные языки и пыталась избавиться от авиньонского акцента.Это ей определенно удалось: в её репертуаре помимо французских есть песни на английском, немецком, итальянском, испанском, японском, китайском, русском и финском языках!
Да, в самом начале её сравнивали с Эдит Пиаф, и это было плохо. Быть чьй-то копией она не хотела, и запретила себе слушать песни Эдит, дабы неосознанно не копировать её. Искать собственный путь в творчестве. Впрочем, мэтр французской эстрады Морис Шевалье утешил её: "Между вами обеими большая разница: малышка Пиаф шла по теневой стороне жизни, а вы, Мирей, пойдёте по солнечной стороне". И он оказался прав! Трудно найти более позитивного, более солнечного человека, чем Мирей Матьё.
А дальше был всемирный успех. Первый же диск Матьё с песней Mon credo композитора Поля Мориа за полгода разошёлся во Франции тиражом в миллион экземпляров, это были неслыханные деньги для Мирей, и первым делом певица купила просторный дом для своих родителей. Первый международный гастрольный тур состоялся в 1970 году и охватил страны Европейского континента и Северной Америки, он прошел с огромным успехом, и с тех пор имя великой французской певицы известно во всем мире. А у себя на родине она давно уже - культовая особа, вне критики и вне конкуренции.
Отдельно хочется сказать об особом отношении к Мирей в нашей стране. Во-первых, это чувство взаимно: певица неоднократно признавалась в любви к России и всему русскому. Пусть пик её всемирной славы пришелся на 70-е, но и в новом веке любовь россиян к ней не ослабевает: Матье участвовала в праздничном концерте на Красной площади в честь юбилея дня Победы в 2005 году, затем дала сольный концерт в Кремлевском дворце по поводу 45-летия творческой деятельности (и собрала аншлаг, разумеется), а с 2009 года ежегодно участвовала в военно-музыкальном фестивале «Спасская башня», который проводится на Красной площади. В репертуаре певицы появились песни «Очи черные», «Подмосковные вечера», «Не уезжай ты, мой голубчик».
Её судьба у всех на виду, её успехи и вклад в мировую сокровищницу музыки бесспорны. Но её личная жизнь - это тайна, в которую она не допускает посторонних. И, наверное, это правильно - она принадлежит всем, но никому в отдельности. Несмотря на "серьёзный" возраст, она по-прежнему полна энергии, и является олицетворением красоты и неувядающей женственности. Она не изменяет своим пристрастиям - короткая стрижка, аромат ландыша, костюмы от Кристиана Лакруа. И дай бог ей крепкого здоровья и дальнейшего творчества.
Спасибо всем, кто дочитал - остаюсь искренне ваш, Забугорец. (Учаев А.Н.)