Культурологические системы социума (кто спешит, может пропустить)
Человеческий вид естественно развивается и это развитие выливается в какие-то формы, отличающиеся способами использования доступных ресурсов, их преобразования и распределения результатов. Эти формы в экономическом аспекте соответствуют укладу или так называемому способу производства. Его отношения с другими социально-общественным категориями показаны на схеме.
Инстинкты – «генетически» заложенные представления, осознаваемые как естественные права и нормы поведения людей. Чтобы осознать насколько мы всё ещё животные, можно посмотреть здесь: "Быть или не быть = разум или инстинкты!"
Знания – объективные знания о мироздании, среде обитания и людях.
Мифы и традиции – обычаи, эпос, представления и нормы поведения, составляющие культурные ценности конкретного этноса или более обширной группы людей. Включают также заповеди и образцы поведения специально распространяемые элитами с воспитательными и политическими целями. Мифы и традиции совместно со знанием формируют мировоззрение.
Посредством адаптации и согласования мировоззрения, активно формируемого в том числе и под влиянием выгодных властной элите и ею пропагандируемых мифов, с инстинктивными представлениями о нормах поведения вырабатываются идеалы. Инстинкты воспринимаются как императив, а отвечающие им концепции мировоззрения устанавливаются как идеалы. «Не отвечающие» декларируются как несбыточные идеалы, к которым прибегают только в критические для социума исторические моменты.
Властная элита – влиятельная группа (группы) социума, имеющая возможность (средства) навязать обществу желательную ей идеологию и пропагандировать выгодные ей взгляды (мифы), для чего предоставлением повышенных материальных благ ангажирует часть культурной элиты. Сфера её участия на схеме отражена стрелками.
Угодная властной элите часть идеалов формализуется как идеология. По содержанию представляет собой компромисс между индивидуалистическими аспектами форм удовлетворения инстинкта продолжения рода и защиты потомства, выгодными властной элите, и его коллективистским аспектом, представленным в идеалах.
Идеология имеет политическую направленность, а действующая идеология закрепляется в том числе нормами законодательства и гражданскими институтами.
В сфере экономики (организации производства и распределения) идеология оформляется в форме производственных отношений (ПО). ПО имеют целью обеспечивать властной элите необходимые средства для продолжения её благополучия, поддерживать механизмы её самовоспроизведения и её властного влияния. ПО приспосабливаются к текущим формам производительных сил (ПС), которые для них всегда всего лишь фон (пейзаж) или инструмент (при возможности использования) на сцене развития сюжета главными актёрами (элитами).
Действующая власть предоставляет право распределения общественных ресурсов и получаемых доходов только зависимым от неё и поддерживающим господствующую идеологию правообладателям, например, по «праву» частной собственности.
Способ производства, это технология правового предоставления жизненно необходимых ресурсов работающим гражданам. Например, при капитализме и социализме СССР оплата трудоучастия зависима от производственной полезности трудящихся и, плюс к тому, лояльности управленцев вышестоящему руководству. В истинно социалистическом обществе трудящиеся должны равным образом пользоваться всеми производимыми благами, а право на труд гарантируется только добросовестно и честно его исполняющим.
В аспекте товарно-денежных потоков и капиталистический, и социалистический способы производства описываются схемой и формулами, приведенными в статье "«Капитал» Маркса – все тома на 2-х страничках"
На основе доступных технологий, уровень которых определяется достигнутым знанием, складывается уклад производства, как способ его организации в рамках и формах принятых в практике производства производственных отношений. Уклад – суть способ производства.
Принятый уклад производства обычно устанавливается во множестве отраслей, составляющих предметное содержание производства. Но в некоторых отраслях, вследствие их специфики, уклады могут отличаться от типового – обычно там, где содержание деятельности состоит в гарантиях безопасности или самого существования данного социума.
Культурная элита – движущая сила прогресса и культурного развития.
На основе знаний и изучения практики применения данного способа производства в различных отраслях, культурная элита формирует научное мировоззрение в части рассматриваемого здесь нами аспекта социального бытия На основе научного мировоззрения и исследуя инстинкты как рациональную, но ограниченную модель социального поведения, вырабатываются идеи направлений прогресса. Инстинкты анализируются как пример универсальных алгоритмов рационального поведения и исследуется возможность реализации их в формах не антагонистичных разумным перспективам развития социума.
Схема отражает два реально существующих культурных аспекта.
Первый – это мировоззрение, частью основанное на манипулятивных мифах, и идеалы поддерживающие господствующую идеологию и способ производства, отвечающие интересам меньшинства в лице властной элиты и обслуживающей её части творческой интеллигенции.
И второй – это вырабатываемое культурной элитой в интересах большинства граждан и природосбережения научное мировоззрение, основанное исключительно на знаниях и анализе всех возможных социальных и экологических следствий способов производства.
Проблемным местом является реализация прогрессивных идей в действующих идеологии и практике способа производства – на схеме отмечено вопросительным знаком. В историческом периоде власть всегда принадлежала относительно немногочисленным элитарным группам.
Правящая элита всегда создаёт условия для своего паразитического существования – абсолютно при любых производственных отношениях и при любой форме собственности. А собственно паразитическая сущность эксплуатации состоит в отвлечении ресурсов общества на производство сверхблаг, потребляемых лишь кучкой паразитов. В различные эпохи с этой целью элита применяла различные технологии – от прямого угнетения в виде рабства и до изощрённых в форме народного капитализма и общества потребления. Современная технология эксплуатации описана в статье "Оказывается не прибыль причина роскошной жизни капиталистов, а наоборот!"
Экономические технологии власти элиты
Свою власть элита осуществляет через государственные и местные органы управления, а также администрации корпораций. Способ формирования органов власти и администраций корпораций не играет существенной роли, если по регламенту прописана материальная и карьерная зависимость членов каждого звена управления от мнения вышестоящего органа с конечным подчинением властной элите. Мы привыкли, что вышестоящие органы (не важно, выборные или нет) контролируют и оценивают работу подчинённых органов и могут влиять на карьерный рост и уровень оплаты подчинённых кадров. Чем и обеспечивается проведение власти элиты от самого «верха» до самого последнего работяги. Технология подчинения материальной зависимостью маскируется тезисом «по труду». Иногда (при сдельщине) оплата даже явно пропорциональна объёму работы. Этим невольно маскируется, что оплачивается не количество труда, а способность выполнять требуемую работу, в том числе с учётом производительности и лояльности к вышестоящим.
Политические технологии власти элиты
Общепринятые «демократические принципы» формирования так называемых представительных «органов власти», и должные как бы выражать волю масс в деле социального прогресса, не мешают элите осуществлять своекорыстную реальную власть. Главная причина такого положения – гарантированный, но ограниченный период пребывания выборного представителя на посту. Заботясь о будущем профите, депутат вступает в коррупционные связи с исполнительной властью или с администрациями корпораций, а то и использует власть для прикрытия криминальных способов обогащения.
Таким образом, власть элиты опирается на три «столпа»:
- Материальная и карьерная зависимость членов каждого звена управления от мнения вышестоящего органа.
- Наличие полномочий у органов власти для формирования их собственной структуры и регламентов.
- Гарантированное время пребывания во власти.
И в таком случае декларированный вид общественной формации и отношений собственности никакого значения не имеют. Тысячелетняя практика, экспериментальные исследования и математическое моделирование показали, что, когда элита сама рекрутирует в свой состав граждан по критериям их ей полезности (ну не во вред же себе?!), то кадровый состав элиты неизбежно деградирует по всем параметрам. В итоге в «элиту» отфильтровываются дураки и пройдохи, возможно прикидывающиеся «дураками».
Какие же иные технологии управления можно противопоставить тысячелетнему опыту элитарного управления? Чтобы пресечь эту тенденцию, состав элиты должен формироваться в конкурентной борьбе с претендентами.
Принципы и технологии народной демократии
В качестве контрмеры можно предложить, чтобы каждое знаковое и волнующее массы предложение, за которое депутат должен проголосовать, предварительно дискутировалось в коллективе выдвинувшим депутата. Если депутат не сможет защитить свою точку зрения, то электоральный коллектив вправе немедленно (и это важно!) заменить его более убедительным оппонентом. А сие совершенно невозможно при системе прямых выборов. Кроме того, при прямых выборах избиратель вынужден принимать решение на основе пиара в СМИ, а не собственного мнения о достоинствах известного ему кандидата.
Следовательно, выборы должны быть поэтапными и перманентными. Депутат следующего по рангу звена управления должен, при наличии вакансии, выдвигаться из коллектива подчинённого звена управления, то есть теми людьми, которые работали с будущим депутатом бок о бок и уверены в его деловых и нравственных качествах. Они же его и отзовут при необходимости.
Технологии элитарного контроля и коррекции
Логично и понятно, что любая элита, в данный момент находящаяся у власти, всячески воспрепятствует внедрению в практику этих, в общем-то давно известных, предложений. Так что фрагмент на схеме, отмеченный вопросительным знаком, умышленно будет оставаться как бы «невостребованным как не имеющий общественной значимости», ибо эти задачи якобы решаются в рамках конституции и установленного законодательства. На схеме мы видим, что в таком случае цензуру проходит только соответствующее действующей идеологии и установленным производственным отношениям.
Прямое народное волеизлияние применяется для устранения правящей элиты с идеологией или политическими целями, не адекватными таким же у консервативных элит, для чего последние нанимают агентов влияния инициирующих протестное народное движение. Инициаторами движения могут быть и лидерские группы стремящиеся к установлению своей идеологии или к иным целям, иногда ангажированные заинтересованными в нестабильности элитами.
Властные элиты, освоили политическое управление людьми в личных интересах, ставшее главным инструментом и для жречества, и для светской власти, частью объединяющихся в тайные (иногда оккультные) общества. Ниже под элитой подразумевается именно властная или правящая элита. Рассмотрим, какие властные технологии применялись элитой на разных стадиях ею же инициированного развития производительных сил.
1. Военно-сословная эра. Эра человеческого ресурса.
- Вначале единственным инструментом, переводящим природные ресурсы в приемлемые (усвояемые) формы, были сами люди. Объединение усилий позволяло осваивать более масштабные ресурсы, недоступные одиночкам, что увеличивало саму массу и качество доступных ресурсов. Поэтому люди объединялись в роды и племена по естественному факту совместного рождения.
- Соответственно, приходилось защищать хозяйственные территории, на которые покушались чужаки. Иногда их захватывали в плен и обращали в рабов. С формированием государства захват пленных варваров и поставка рабов в метрополию становится хозяйственной технологией. Но на варварских территориях было необходимо кормить войска, что выполнялось собиранием дани с посёлков. В целях упрощения сборов применялась их децентрализация предоставлением этого права воеводам и пр. элите. Соответственно, жители деревень превращались в крепостных.
На Руси не практиковалось рабовладение. Но воинские дружины, формируемые и нанимаемые для защиты посёлков от набегов, в итоге получили их в своё распоряжение. А воеводы-бояре-помещики обрели тем самым со временем и крепостных. - Параллельно развивались ремёсла и международная торговля. Появились профессиональные цеховые объединения и разделение труда.
У элиты увеличивалась потребность в роскоши и в наличных деньгах. Помещики (феодалы) отработке повинности стали предпочитать взимание оброка в денежном выражении. Итак, у элиты появилась потребность в мобильных деньгах, не связанных с наличием человеческого резерва, а развитие технологий позволило обеспечить товарный рынок.
2. Фабрично-буржуазная эра. Эра финансовых средств.
- Теперь важнейшую роль играет наличие свободных денег. Из практики ростовщичества и купеческих долговых обязательств формируется финансовый капитал. Теперь, чтобы начать бизнес или получить сервис, нужно не управление людьми, а деньги, за которыми уже и придут люди. В борьбе демократию и равенство всех сословий устанавливается рыночный капитализм.
В России почти все капиталистические предприятия первоначально основывались иностранцами, а борьба с самодержавием провоцировалась частью политико-экономическими амбициями элиты и западными просветительскими идеями, а частью потребностью ликвидации произвола и несправедливости монархии. - В результате конкуренции и борьбы за выживание, капитализм становится монополистическим, а затем трансконтинентальным. Возникают теневые финансовые элиты, борющиеся за политическое влияние и мировое господство.
В России, в результате победы марксистских идей в аспекте справедливости, была ликвидирована частная собственность и установился госкапитализм, но ситуативно, вследствие гражданской войны, утвердилась власть политической партхозэлиты, а впоследствии и коррумпированного с ней теневого капитала. - Развитие автоматизации вытесняет людей из сферы производства в сферу оказания услуг и в чрезвычайно раздутые сферы управления, в иждивенцев, или даже «в никуда» – в сферу соцобеспечиваемых. Усиливается отчуждение социальных слоёв населения, хотя обладание деньгами и полученное образование ещё позволяют «пробивать» границы.
В России партхозэлита предаёт народные коммунистические идеалы и совместно с теневым капиталом приватизирует народное достояние под предлогом восстановления общеправовой гуманитарной справедливости и отмены льгот.
У правящей элиты возникает необходимость закрепить за своими кланами политическое влияние, социальный статус и уровень благосостояния, для чего необходимо пресечь экономически конъюнктурное влияние финансового капитала и ограничить доступ основной массы населения к планетарным ресурсам, недостаточным для обеспечения всех столь же высоким уровнем потребления. Соответственно, не самая распространённая в её рядах забота и о сохранении ресурсов следующим поколениям – достаточно посмотреть как элита распоряжается природными невосполняемыми ресурсами и как распределяется выгода.
В социалистическом обществе, имеющем общезначимую цель прогресса – об этом в статье "Мир и Разум", забота о приобщении к этой же цели следующих поколений неизбежно предполагает и заботу о сохранении и преумножении – ради будущих исполнителей этой же цели – также и требуемых для того ресурсов.
3. Научно - технологическая эра. Эра информационного контроля.
- Появляются лишние неквалифицированные люди, не могущие участвовать в производстве, да и вообще живущие за счёт соцобеспечения. Роботизация производства и иммиграция из неблагополучных стран усиливают процесс разграничения на гетто.
В социалистическом обществе пансион неработающих граждан составляет не менее половины зарплаты работающих, что, и это важно, предоставляет им возможность иметь те же блага, что и у всех, но реже. Этим мотивируется стремление к участию в общественно полезном труде, но исключается формирование социальной прослойки с антагонистическими интересами и методами их удовлетворения. - Разница в социальном (сословном) происхождении уже не стирается обладанием деньгами. «Естественная» чипизация населения позволяет регулировать права допуска к благам и их количеству соответственно социальному статусу. Деньги отмирают.
В социалистическом обществе все работающие имеют зарплату, обеспечивающую им получение равной доли производимых общественных благ. Плюс к тому предоставляются бесплатные возможности удовлетворения хобби и обеспечение благоустройства жизни при условии добросовестного и результативного труда. - Формирующееся кастовое общество XXI века, в котором свобода развития личности ограничена происхождением, сможет бесконфликтно существовать, только если контингент не элитарных каст подвергнется телесной модификации и мозговой дебилизации соответственно назначенной специализации. Как это и произошло в процессе естественного отбора у муравьёв, пчёл и др. общественных насекомых.
Ситуация описана в антиутопии Олдоса Хаксли "О дивный новый мир". Весьма вероятно, что так получится скорее и эффективнее, чем создавать столь же совершенных роботов. Но в этом случае, человечество окажется неспособным к адекватной реакции дебилизованных особей (тем более чревато, если это будут роботы) на катаклизмы, которые обязательно произойдут в грядущие века. И, вследствие потери контроля над дебилизированными мутантами, неадекватным новым условиям, человечество вероятно деградирует, а потом и вымрет.
В социалистическом обществе трудящиеся добровольно и в меру способностей берут на себя обязанности исполнения общественных потребностей. Из которых напряжные и обременительные либо обязательны соответственно возрасту и полу, либо компенсируются предоставлением свободного времени для саморазвития. На любые вселенские катаклизмы последует адекватный ответ переформированием и мобилизацией интеллектуальных ресурсов.
Тупик эволюционно-приспособительного пути развития (это важно)
Участия элитарно-дифференцированного общества в дальнейших этапах развития не просматривается. Ибо наличие существенной социально-дебилизированной прослойки так или иначе пресекает возможности развития и обрекает человеческую цивилизацию на вымирание. Получается так, что следование эволюционным технологиям, приводящим к кастовому разделению и информационно-кибернетическому контролю доступа к благам окажется, в итоге естественного отбора, губительным для цивилизации.
Для обычных муравейников так вопрос не ставится, ибо их конкретное предназначение не является критичным для обеспечения бессмертия Разума. Когда проблемы биологического развития выходят на уровень действительной разумности, заканчивается действие биологических предопределений, ибо за этими пределами механизмы биоэволюции практикой применения не отработаны. Разумный путь состоит уже в отказе от биоэволюции и в отказе от биогенетически или кибернетически обусловленной функциональной стратификации. Теперь она становится свободным выбором, т.е. свободой разумной воли, а приспособительная эволюция должна замениться творчеством и созиданием. Свободу выбора может гарантировать только социалистическое общество.
Сейчас мы находимся в начале эры «информационного общества» и именно сейчас, пока общество ещё не разделено интеллектуально и физически на подвиды, мы должны выбрать путь дальнейшего развития – либо в угоду паразитирующей элите, либо ради обеспечения бессмертия Разума.
Естественный вопрос: как, вопреки эгоистическим тенденциям властной элиты, перейти к социализму?
Технология самоликвидации социализма
Полагаю, что к социализму никак не перейти, пока большинство озабочено, чтобы каждый получал вознаграждение пропорционально доле его личного трудового вклада, пусть даже и в общий успех.
Ибо эта забота о выживании, основанная на индивидуалистическом инстинкте сохранении своего потомства, который даже у животных подчинён стадному инстинкту. Но либерально-гуманистические идеологи пытаются провозгласить его безусловное первенство у людей. Свою отрицательную роль, с другой стороны, сыграла и марксистская теория, согласно которой труд имеет цену, которая должна эквивалентно обмениваться на товары сообразно формуле «каждому по труду». Попытка устроения социализма в СССР провалилась именно вследствие принципиальной невозможности оценивать трудовой вклад и идейной нетерпимости к злоупотреблениям.
Технология классовой борьбы
Прежде всего следует организовать трудящихся в единый независимый профсоюз, в котором разделение по профессиям имеет чисто совещательный голос. Профсоюз должен повсюду добиваться, чтобы работодатели договоры на исполнение работ заключали с профсоюзом как юридическим лицом, а не с частными гражданами. Кадровое обеспечение работ, в том числе и своевременная подготовка и обучение исполнителей, а также размеры их зарплат – это должно быть внутренним делом профсоюза по согласованию с заказчиком.
Управленческая структура такого «профсоюза» должна быть организована согласно принципам народной демократии, иначе он превратится просто в ещё одно кадровое агентство, эксплуатирующее трудящихся. С момента его создания проблемы классового антагонизма станут не личной индивидуальной проблемой каждого гражданина, а будут организованы в явной форме классовой борьбы с чётко выраженной «линией фронта». Классовая борьба из гипотетической и воображаемой станет реальной и, следовательно, результативной.
Технология солидарности
Авторитет профсоюза будет основываться на древнейшем инстинкте коллективной безопасности, благодаря которому даже безмозглые рыбки сплачиваются в стаи, жертвуя тем самым хищникам наиболее слабых периферийных особей. Только в разумном обществе он дополняется тезисом "один за всех и все за одного". (У олигархата и в тайных сообществах он сформулирован как "своих не бросаем".) Это гарантирует защиту каждому и, значит, целостность рядов единомышленников. Всемерная защита пострадавших (и обязательно их семей) в классовых битвах несомненно должна быть приоритетной. Сказанного, полагаю, достаточно.