SWOT расшифровывается как:
- сильные и слабые стороны,
- возможности и угрозы.
SWOT-анализ представляет собой инструмент, который могут использовать предприятия всех размеров и типов. Рассматривать можно не только текущую ситуацию компании, но и внешние факторы, которые влияют на вашу компанию.
SWOT-анализ полезен для предприятий, сталкивающихся с ситуацией, в которой нужно незамедлительно принять обдуманное решение.
Сложно? сейчас разберемся.
Например, у вас крупное предприятие. Вам нужен новый поставщик. Знакомые порекомендовали одну организацию, с которой вы ранее не сотрудничали.
Соглашаться на сотрудничество сразу - ошибка. Вы будете обдумывать это предложение, ведь у вас большой бизнес и казусы вам не нужны.
Как раз в этой ситуации SWOT поможет четко определить положительные и отрицательные стороны такого выбора.
Что такое SWOT-анализ?
SWOT-анализ - это список всех сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (внутренних и внешних), с которыми в настоящее время сталкивается ваш бизнес.
Помните, что сильные и слабые стороны измеряются путем сравнения вашей организации с организацией конкурента.
Когда можно использовать?
Существует множество различных ситуаций , требующих проведения SWOT-анализа. И необязательно это условия, в которых заключаются многомиллионные сделки.
Вот некоторые из наиболее распространенных ситуаций, в которых SWOT будет полезным.
1. Определение вашего конкурентного преимущества
На протяжении всего жизненного цикла вашего бизнеса, начиная с первого дня, будет много разных внешних факторов, которые могут поставить под сомнение ваше положение на рынке.
SWOT-анализ - это отличный способ вернуть вашу организацию к основам и определить, что ВЫ делаете лучше, а также то, что ДРУГИЕ делают лучше вас. Последнее всегда можно перенять, изменить, улучшить и использовать в своем бизнесе.
Например: Хорошо зарекомендовавшая себя консалтинговая фирма слышит очень положительные отзывы о новой фирме, выходящей на рынок в отрасль вашего бизнеса.
В этом случае, изучив сильные и слабые стороны вашей организации в сравнении с тем, что вы знаете о новом конкуренте , вы можете подтвердить или скорректировать свою позицию на рынке.
- Ваши сильные и слабые стороны должны быть предметом мозгового штурма под объективом этой новой конкуренции.
- А возможности и угрозы будут направлены на новую компанию. Вам нужно усиленно думать о том, как присутствие конкурента повлияет на вашу деятельность на рынке.
Рассмотрим альтернативную ситуацию.
Вы - новая компания, стремящаяся выйти на рынок и столкнувшаяся с жесткой конкуренцией со стороны существующих предприятий. Даже если роли поменялись местами, вы можете использовать SWOT-анализ в начале процесса, чтобы найти ответы на все возникающие вопросы.
2. Анализ нового рынка
Ваша команда разработчиков продукта предлагает отличную возможность, которая может выйти на новый сегмент рынка.
Идеальное время для использования SWOT.
Анализ дает вам возможность оценить риски и возможности, прежде чем вы совершите прыжок и запустите новую линейку продуктов. Это точно поможет вам сэкономить деньги и время.
3. Смена поставщиков или ведение переговоров по новым контрактам
Различные обстоятельства могут привести к необходимости смены поставщиков или переоценке текущих контрактов.
В случае смены поставщиков SWOT-анализ может быть полезен в зависимости от того, насколько различаются предложения двух поставщиков, или если одна ставка заметно выше, чем другая.
С помощью анализа вы примете во внимание все факторы, которые помогут принять разумное и обоснованное решение.
4. Написание вашего бизнес-плана
Если вы изо всех сил пытаетесь составить свой бизнес-план, то проведение SWOT-анализа поможет сосредоточиться и выйти на правильный путь.
Также это поможет при написании планов, касающихся обзора рынка и вашего первоначального маркетингового плана .
Как мне провести SWOT-анализ?
Ниже представлен пример вопросов для анализа, который я позаимствовала на одном из ресурсов. Эти вопросы помогут вам конкретизировать ваши данные.
Помимо рабочих листов, шаблонов и схем, вот несколько ключевых моментов, которым нужно следовать:
- Постарайтесь, чтобы каждая категория была управляемой и важной. Не нужно перечислять абсолютно все сильные и слабые стороны, иначе этот процесс будет бесконечным и, в конце концов, вы запутаетесь.
Напишите наиболее важные факторы. - Все пункты должны быть максимально конкретными и измеримыми. Старайтесь избегать преувеличения и сосредоточьтесь на ключевом принципе каждого утверждения.
Например, вы говорите, что у вас есть продукт, который любят все - это НЕВЕРНОЕ утверждение.
А вот когда вы говорите, что у вас есть продукт, который приносит в среднем 50 миллионов в год - это ВЕРНОЕ утверждение. - Только факты. Все ваши утверждения должны быть основаны на фактах.
Например, вы говорите: «они недоброжелательны со своими клиентами» и это их слабая сторона - НЕ ФАКТ!
Вы говорите: «они плохо обслуживают клиентов, что приводит к 66% сокращению прибыли по сравнению с прошлым годом» - ФАКТ!
Размещайте всю информацию в табличке SWOT-анализа, чтобы видеть наглядно сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. В таком формате вам будет легко сравнить данные друг с другом.
Почему я сам должен проводить SWOT-анализ?
Потому что это ВАШ бизнес.
- Глубокое понимание бизнеса есть только у вас.
- Только вы ответственны за перспективы развития бизнеса.
- Все риски и ответственность ложатся только на вас.
SWOT-анализ заставляет вас задавать неудобные вопросы самому себе. Зато потом вы получите ответы, которые помогут вашему бизнесу.
Если вам трудно быть честным в своих слабостях и в своих сильных сторонах, SWOT - не вариант для вас.
Найдите минутку, чтобы получить цельную картину и посмотреть, что происходит.
Как и в большинстве бизнес-инструментов, SWOT-анализ даст разные преимущества в разных организациях. Если вам подходит такой анализ, то вы можете проводить его 1 раз в 3 месяца.
Если вы считаете, что такой формат вам не подходит - не беда, вы точно найдете инструмент, который вам подойдет.
Однако в любом случае не забывайте о глубоком анализе ваших сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для вас и вашего бизнеса.
Статья: Меган Салливан
Источник: https://quickbooks.intuit.com/