Найти в Дзене
Жанна Морозова

Вторая жизнь. Второе дыхание А иначе нельзя. Авторитаризм, или авторитет (Часть 20)

Это действительно так
Это действительно так

Приветствую Вас на моём канале. Если Вы готовы порассуждать на тему, что такое авторитет, или авторитарность учителя, давайте попробуем это сделать вместе. Как-то, само собой, очевидно, что авторитет, это хорошо, а авторитарность, это плохо. Кто учился в Советской школе, вероятно все подтвердят, что Советская школа была авторитарной. Но и авторитетной, она тоже была. Очень часто, от какого либо крупного специалиста, в той, или иной области, можно было услышать: «Я научился этому от моего учителя биологии», или «Я решил стать химиком, поскольку любовь к химии, мне передал мой учитель». Это называется, воспитывать на личном примере. От чего меня, по этому поводу, тянет мыслями в Советские времена, думаю, что это всем понятно, по крайней мере, тем, кому 45+

Советские времена давно прошли, всюду царит демократия, и что, собственно говоря, мы сегодня по факту и видим кругом. К великому сожалению, сегодня нет, ни того, ни другого (ни авторитаризма, ни авторитетов). То, что нет авторитаризма, это хорошо, это просто замечательно. А вот то, что нет (или крайне мало), соответствующих эпохе авторитетов, это очень плохо. И если, кто либо думает, что дело здесь, только в заработной плате педагогов, тот глубоко ошибается. Не могу точно сказать, сколько получали учителя в СССР, но по отдельным репликам наших учителей (тоже, не всегда были довольны), вероятно, не больше, чем, к примеру, инженеры или врачи. Тогда очень многое зависело от стажа.

Если бы всем миром, во все времена, мы старались жить не по принципу, «до основания разрушим», а по принципу, от каждой эпохи забирать, всё самое лучшее и проверенное, результат мог бы быть, совершенно иной. К сожалению, на руинах построить сразу, что либо прогрессивное, ещё никому никогда не удавалось. Так что, будем набираться терпения и отстраивать всё заново, поскольку, как я искренне считаю, общий потенциал нашего учительства (в совокупности), всё равно зашкаливает в плюс. Когда по телевидению видишь финалы конкурсов профессионального мастерства учителей, причём, это счастье случается ежегодно, так и понимаешь, что всё в конечном счёте, (звучит банально) будет хорошо.

Итак! Я уже не раз говорила, что школа в СССР была массовая (и сейчас пока здесь ничего не изменилось). Но если говорить о том, что не было индивидуального подхода к детям, это означает, говорить неправду. Был, и ещё какой. Не могу сказать за других, могу только за себя (и за своих подружек, с которыми гуляли после школы, а они учились в соседней школе). Речи у нас, были примерно такими:

-представляете, дира (директор школы), сегодня опять сама с утра явку на всех уроках проверяла, или:

-опоздала - то, всего на 15 минут, на первый урок, а она, такая, растакая (классный руководитель), матери на работу позвонила, её по всему цеху искали с фонарями

Ну, вот так, примерно и про всё остальное можно сказать, они (учителя в СССР), знали всё, всегда, и про каждого. И телефонов сотовых не было. Об этом, я уже писала в предыдущих материалах. Не могу знать, делали они это по личной инициативе, или был у них такой функционал, но, по крайней мере, через 10 минут, после начала первого урока, весь педагогический коллектив школы знал, кто из учеников в школе отсутствует, и по какой причине. Как сейчас на практике случается, что дети неделями не ходят на учёбу (я не только про школу, но и про техникумы тоже), родители клянутся и божатся, что он (она) каждый день туда уходят. Я повторюсь, всё, о чём я здесь пишу, взято исключительно из практики. Да что, про других говорить, когда с моим одним из сыновей, когда они ещё учились в школе (примерно 2010/11 год), произошла очень интересная история (вообще, их много было, не со знаком плюс), при переводе, из одной школы в другую.

Мы в своей семье, в плане учёбы, на детей никогда не давили. Вспоминая своё детство, когда мама мне в день по 500 раз говорила, что без высшего образования я не человек (я конечно, всё равно пришла к этому высшему образованию, но своим путём, когда нибудь, напишу об этом), поэтому на своих детей мы с мужем не давили, но тихонько за ними наблюдали, что и как, чтобы они ничего не заметили (но в моей душе была страсть, чтобы мои дети – двое сыновей, имели высшее образование, т. к., мамина школа не прошла даром). Когда переехали в другой район города, младшего перевели в другую школу, один уже, к этому времени учился в техникуме.

У ребёнка раньше всегда была твёрдая четвёрка по математике, это мы знали точно, поскольку он сам со всем всегда справлялся, и проблем с математикой никогда не было. Ну разумеется, что в новой школе, никто из нас, не о чём не переживал, что могут быть, какие либо проблемы. Проходит первая четверть, приходит сын из школы, с запиской от завуча (надо сказать, на связь с нами, никто ни разу не выходил, на протяжении всей четверти), что за четверть у него выходит по математике «два», и что, срочно подойдите в школу. Хочу сказать, что все мы, живые люди. И когда речь идёт о собственных детях, сразу перемыкает все каналы здравомыслия, так что, дорогие учителя, простим родителей наших детей, уж очень трудно сохранять равновесие в подобных ситуациях. На другой день, муж сходил в школу, поговорил с завучем (а где классная-то 2 месяца была?), у него шесть двоек в журнале, а мы, ни сном, ни духом. В общем, единственный шанс для него, поработать с репетитором (сказали, что порекомендуют). Это был первый и единственный случай, когда я, в вопросах воспитания детей, пошла против мужа и против свекрови, когда им сказала (я уже к тому времени всё поняла, что к чему), для начала я пойду другим путём.

На другой день, я написала записку классному руководителю (передала с ребёнком, как и они, мне), о том, что, прежде чем нанять репетитора, я на 2 недели беру на работе отпуск без содержания и сижу в школе с ребёнком, на всех уроках (отказать не имеют права). После того, как у меня будет возможность убедиться, что уроки проходят безупречно, а что мой ребёнок тупой, до безобразия, я соглашаюсь на репетитора. Вы, наверное, уже тоже догадались, о чём речь. Репетитор, это учитель из другой школы. Самим учителям заниматься со своими учениками нельзя, а друг другу подкидывать детей, чтобы их «подтянуть», это пожалуйста. Благо, что они понимали, где я работаю (институт повышения квалификации учителей), и как умею делать анализ уроков, но большинство родителей об этом понятия не имеют. В общем, через день, после моей записки, он домой приносит оценку «5» и у самого глаза квадратные. В эту четверть, без проблем вышла оценка «3», а в итоге, была «4». Не думаю, что такое только со мной случалось, потом тихонько разузнала, что человек восемь из класса с репетитором занимались. Чтобы «подтянуть» свои знания.

Дорогие педагоги, это не упрёк. Сама учителем работала, и знаю, что платят не всегда достаточно, за наш труд. Здесь просто надо понять, что если такую ситуацию, с отдельно взятым ребёнком, вовремя не поправить, всю его жизнь можно поломать за один раз. Нет ничего сложнее, чем искоренять у детей, а потом у взрослых людей, комплексы неполноценности. И если педагог этого не понимает, то он и не педагог вовсе. А так, оказывает педагогическую услугу, но оказывает он её, как слон в посудной лавке. Понимающий родитель этого, никогда и никому не простит, но об этом в следующей статье. СПАСИБО. Продолжение следует

Без слов
Без слов

Напишите, пожалуйста, в отзывах, насколько близка вам эта тематика

Выкладывайте фото. Спасибо!

Спасибо за лайк! ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ