Если обстоятельства постоянно сильнее вас, пора что-то делать с самим собой и своим взглядом на жизнь.
Выученная беспомощность — состояние, в котором человек не пытается повлиять на ситуацию, даже когда может это сделать. Феномен был открыт американским психологом Селингманом в ходе ряда полезных, но не очень добрых экспериментов.
Три группы собак поместили в разные клетки. Первая и вторая группа лёгкий разряд тока через пол, а из третья — контрольная группа — нет. Первая группа могла отключить ток, нажав на кнопку внутри клетки. Вторая группа прекратить удары током не могла.
Позже всех собак посадили в ящики с незначительной перегородкой - перепрыгнуть ее было легко. Животные получали удары током, и, чтобы этого избежать, им нужно было просто прыгнуть на другую сторону. Собаки из первой и третьей быстро перебрались на безопасную территорию. А вот собаки из второй группы остались на месте, скулили и даже не пытались убежать.
Животные из второй группы просто научились быть беспомощными. В первой части эксперимента они никак не влияли на ситуацию, уверились, что от них ничего не зависит и оставили любые попытки борьбы. Не сама ситуация, и мнимое отсутствие контроля над ней развивило выученную беспомощность.
Повторные эксперименты на людях, где раздражителем выступал грокий звук, показали те же результаты.
Это явление мы видим повсюду.
Я глуп и не смогу понять предмет.
Меня не повысят, потому что я неудачник.
Меня всегда будут обманывать, ведь я мягкотелый.
Человек просто уверен, что не может влиять на свою жизнь. Возможностей он не видит или игнорирует, даже если они очевидны. Он перестаёт даже пытаться решить свои проблемы.
Проявляться это может не только в бездействии, но и в переключении на другие цели с быстрым и осязаемым результатом - уборка или мелкий ремонт, например. Любой успех объясняется случайностью, а неудача - непреодолимыми недостатками.
Выученная беспомощность — состояние приобретенное. И приобрести ее можно разными путями.
1. Воспитание
Если наказания и поощрения не логичны и зависят только от настроения родителя или наставника. Или отсутствует очевидная связь между действиями и последствиями. Или последствий и вовсе нет.
2. Череда неудач
Когда все старания впустую и так происходит регулярно, у человека опускаются руки. Зачем тогда вообще предпринимать активные действия?
3. Менталитет
Это особенно видно в нашей стране. Зачем обращаться с жалобой, если все-равно ничего не изменится?
Как же побороть выученную беспомощность?
Принять неудачи.
Без неудач не обходится ни одно активное действие. Относитесь к ним как к опыту и не повторяйте собственных ошибок.
Установить связь
Как в случае успеха, так и в случае поражения объективно оцените связь между тем, что вы сделали и тем, что получили.
Стать оптимистом
Селигман считал, что пессимисты больше подвержены явлению выученной беспомощности, чем оптимисты, так как у них разные стили атрибуции — объяснения причин тех или иных действий человека. Чтобы стать оптимистом, нужно переосмыслить стиль атрибуции.
Я или обстоятельства?
Пессимист: «Я не смог, потому что я глуп».
Оптимист: «Я не смог, потому что мне дали слишком мало информации»
Всегда или иногда?
Пессимист: «Меня всегда предают, потому что на меня всем плевать»
Оптимист: «Да, сегодня он меня предал, потому что он такой. С другим человеком все будет иначе»
Глобально или конкретно?
Пессимист: «У меня нет обаяния, никто в меня не влюбится»
Оптимист: «Этому человеку я не нравлюсь, потому что у него совершенно иные приоритеты»
Обратиться к специалисту
Когда своими силами справиться с проблемой не получается, стоит обратиться к специалисту. Выученная беспомощность — серьёзная проблема, которую не нужно игнорировать.