Найти в Дзене
Непечатная ЛексиКа

Интернет и школьник: запретить нельзя пользоваться

Всё началось поэтично, как у Пушкина: «Они сошлись: волна и камень…». Вернее, сошлись на педсовете как-то два молодых педагога и их умудренные опытом коллеги.

Молодые девушки (назовём их Таня и Аня) подверглись страшной критике. То есть нагоняй получала Таня, но Аня вступилась за подругу, и теперь обеих отчитывали как школьниц.

Условная Таня. Здесь и далее - фото из открытых Интернет-источников
Условная Таня. Здесь и далее - фото из открытых Интернет-источников

Дело в том, что на урок литературы к Тане зашла Надежда Петровна (также учитель литературы) и увидела страшное: дети сидели в телефонах. Простить такой безалаберности Надежда Петровна не смогла и, заручившись поддержкой Ирины Николаевны и завуча Марь Иванны, налетела на Таню:

Это что такое? Почему вместо урока дети в свои звонилки уставились? Вы вообще педагог? Почему не можете вниманием аудитории владеть? Веревки из вас они вьют, а потом что – и нам на шею сядут? Не позволю…

И так далее. Таня себя ощущала так, будто это она тут единственная школьница, которую поймали за списыванием.

Аня оказалась храбрее и перебила разбушевавшегося преподавателя:

Ничего в этом страшного нет – они искали материал по теме, это часть самостоятельной работы…
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ? – прогремела на всю учительскую Ирина Николаевна. – В чем самостоятельность, если они списывают с интернета?!
– Не списывают, а работают с источником – тихо поправила Таня. – собирают по группам информацию и друг другу её рассказывают. Что в этом плохого? Просто Надежда Петровна в неудачный момент заглянула.
– Танечка, ну а вы на что? – наконец вступила Марь Иванна. – Вы же учителя, на уроках вы работаете, рассказываете, а дети должны вас слушать. За что школа вам деньги платит? Нужна дисциплина. Эдак они на всех уроках начнут в телефонах сидеть, потому что вы сами это допустили.
– Да если они захотят на уроке в телефоне посидеть, они и без нашего разрешения ВК залезут – парировала Аня. – пусть лучше телефон на виду будет и используется по делу. А не на коленке под партой.

Но опытных коллег не переубедить. Что удивительно, и Надежда Петровна, и Ирина Николаевна не против сами иногда заглянуть на уроке в телефон, чтобы взглянуть на фотку внука в Одноклассниках или посмотреть, кто написал им сообщение. Но допустить до телефона ученика – никогда!

Таня и Аня получили свою порцию критики, но так и остались озадаченными: что в работе Тани так не устроило педагогов и завуча?

Телефоны со стола убрать – (не)гласное правило преподавателя. Ну да, лучше держать его на коленках, подглядывая на него каждые две минуты! Решить эту проблему можно, избрав обратную тактику: пусть телефон будет на парте. Но – экраном вниз. Попытки перевернуть его будут замечены, и списывать и переписываться под столом станет невозможно.

Чему плохому учила Таня? Ведь школьникам в наши дни действительно буквально необходимо объяснять, что такое Интернет. Всемирная сеть – это выход к бескрайнему морю информации, и кому, как ни учителю, объяснять, что кроме ТикТока и Ютуба в Интернете есть много интересного, а главное – полезного. Серфить и гуглить можно не только ради картиночек и видосиков, в сети есть книги, статьи, энциклопедии и много-много образовательного материала.

-3

Интернет учит списывать? В классе это решается все тем же местом телефона – на парте экраном вниз. А дома… у многих в детстве были книжки ГДЗ (готовые домашние задания), и этим активно пользовались. Сейчас же, когда есть интернет, проверить, списана ли работа, не составляет труда.

К тому же Аня, преподающая в школе иностранный, вообще не ставит оценки за домашние упражнения. Потому что в учебниках есть ответы. Потому что домашнее задание выполняется с родителями. Потому что есть Ворд и Переводчик, которые исправляют ошибки. Потому что репетиторский опыт Ани доказывает, что часто репетитора ищут именно на «выполнение д/з».

-4

И как за это ставить оценку? Есть работа на уроке, есть самостоятельные, есть пересказ и есть ответ с объяснением у доски, который не спишешь. А оценка за домашнее задание – мера крайняя, когда других не хватает.

У Тани ситуация ещё проще – если ребенок списал сочинение, она его найдет. Не ребенка, естественно, – это не угроза. Она найдёт сочинение. Внимательному учителю достаточно беглого взгляда на работу, чтобы понять, что «слог» не тот. И тогда на помощь приходит Яндекс, в который Таня вбивает сомнительное предложение и находит источник «вдохновения». Ученик скомпрометирован – Таня принимает меры. Ученики понимают, что этот преподаватель умеет распознавать списывальщиков. Успех.

А на уроках у Надежды Петровны и Ирины Николаевны дети списывают. Потому что ловко заглядывают под парту и шустро тычут в экран, пока учителя любуются на внуков. На их уроки можно нести сочинение из Интернета, предварительно сверившись с друзьями в чате, чтобы не повториться. Потому что эти учителя не залезут в интернет и не найдут оригинал.

И дело совсем не в том, что Надежда Петровна и Ирина Николаевна – некомпетентные и недобросовестные работники. Нет! Они хорошо знают предмет и умеют его объяснить. Просто вместо того, чтобы обучить педагогов новейшим технологиям, проще запретить Интернет в школе и надеяться, что дети слишком глупые и не додумаются, как им воспользоваться. Неизвестное = опасное и вредное.

-5

Аня и Таня сидят в кабинете и вздыхают о том, что к молодым учителям в школе не прислушиваются, прикрываясь опытом и стажем. А ведь девушки не советуют ничего вредного, не подают плохого примера, даже в купальниках не фотографируются. Они помнят, как в старших классах, когда Интернет только начинал захват мира, они с одноклассниками осваивали Википедию, учились искать красивые картинки для презентаций, делали доклады и могли блеснуть на уроке каким-нибудь интересным фактом. И сегодня они хотят того же для своих учеников.

Надежда Петровна, Ирина Николаевна и Марь Иванна сидят в учительской и рассуждают об этих ваших интернетах. В их время такого не было, а сейчас дети уткнутся в телефон, и кроме него ничего не видят. А зрение портится, излучение опасное – хотя бы в школе этого надо избегать. А девчонки эти, да что они пока понимают: эх, понабирают после института…