Чем далее продвигаюсь я в описании реставрации "Москвича-407", тем чаще меня спрашивают: "А сколько стоит это удовольствие?" Первым задал такой вопрос господин Григорий Амнуэль, с которым мы встречаемся на разных ток-шоу, показав, что прагматике не чужд. Сначала мне особо нечего было отвечать - разве что сообщать первоначальную стоимость старой машины. Хозяин хотел продать дедову реликвию за 100 тысяч рублей, это явный перебор.
Мы купили её за 60 тысяч. С документами и номерами. Переплатили ли? Честно говоря, на момент первичного осмотра мы так не думали. Теперь, когда вылезла куча разных нюансов и деталей, сомнения порой закрадываются. Но в целом практически не ржавый корпус, а это редкость, целенькие основные элементы конструкции, включая переднюю подвеску, задний мост, кардан, сцепление, коробку передач, сохранившийся в значительной части салон - это стоит таких денег. Знакомство с историями наших предшественников, которые начинали идти к мечте, заваривая дыры в ржавом корпусе, внушает нам оптимизм и веру, что мы не прогадали. Хотя действовали спонтанно: жена последнего хозяина так настаивала на освобождении гаража от хлама, что можно, наверное, было ещё поторговаться. Прекрасно понимаю: для кого-то эта сумма покажется плёвой, для кого-то - заоблачной. Конечно, это не насущная трата для семьи, и надо чётко понимать: затевать себе такое развлечение можно, только если не затронешь базовые основы благополучия. Ещё у тебя должен быть тёплый гараж. И друг, который имеет нешуточный опыт в авторемонте и техническое образование. Если сам не технарь, а романтик.
Можно было бы вести скрупулёзный учёт: сколько мы тратим на запчасти, краску, картон, ткань, инструменты, оборудование рабочего места, расходные материалы, вроде керосина, ацетона, кальцинированной соды... Но, к сожалению, сразу я за такой подсчёт не взялся, а теперь восстанавливать всю картину, вроде, лень. Попробую восстановить бухгалтерию на ярких примерах, может, сложатся в некую картину. Вот, скажем, ищем мы сальники на хвостовик коробки передач. Их там два, и своё они отслужили: стали дубоваты и нигрольчик потихоньку из коробки пропускают. У них удивительный размер: 33,4*49,25*9,5.
В гигантском каталоге сальников это практически единственные с размером в десятых и сотых долях миллиметра! Что сподвигло инженеров АЗЛК на такое, мы пока не знаем. Но разгадаем загадку, будьте уверены. Может, с вашей помощью. Если мы правильно поняли, сальники эти ещё и разные: один на правое вращение вала, а второй на левое - поскольку вал это передаточный, от коробки на кардан, он отвечает и за движение машины вперёд, и за её движение назад. Крутится то туда, то сюда.
Таких в точности теперь не делают, в магазинах, специализирующихся на ретродеталях они встречаются, но... Они либо изготовлены кустарно, либо продаются "с хранения", то есть им тоже сто лет в обед, лучшие свои качества они потихоньку утратили в бездействии. Стоит один рублей 150. И если вы намерены сохранить ваш оригинальный "Москвич", как говорится, до детали, а ездить намерены только ясными летними днями, удивляя округу, то на ваш век сальников этих хватит. На них даже старинные циферки выбиты, а что это новодел (если новодел) мы никому не скажем. Но в нашем случае это не вариант: мой напарник, тот самый Игорь, который большой мастер вообще и опытный водитель-механик в частности, настаивает на том, чтобы такие детали мы ставили из прочных и современных материалов. Он считает, справедливо, кстати, что кроме нас в хвостовик "Москвича" никто заглядывать не будет. И его вердикт такой: сотыми долями пренебречь, сальник искать новенький 33*49*9. Допустим. Роюсь в интернете, нахожу, что таковые есть у "Субару". Заказывать? А сколько они стоят? И тут выясняется, что субаровские резинки с пружинкой стоят по 700 рубликов штучка! Игорь командует: стоп! Рука не разжимается. Но, зная субаровский артикул, ищем аналоги подешевле, внутренне готовясь купить уже и ретродеталь. Но кто ищет - тот всегда найдёт! Выплывает их глубин интернета вариант, когда нужные сальники изготовлены из современного материала, у которого и прочность, и упругость не снились инженерам АЗЛК, стоят они 300, но придётся подождать. Продаются под заказ. Подождём? Подождём. Торопиться вообще некуда и незачем: берясь за эту работу, возлюбите процесс. Запаситесь временем. Вам так или иначе придётся своими ручками перебрать всю машину почти до винтика.
И ещё: чем больше времени вы потратите на изучение вопроса, тем меньше денег вам понадобится. Допустим, у вас нерабочий бензонасос. Вы нажимаете с надеждой на его "курок" - а заветного "кваканья" не раздаётся. Устройство насоса не столь уж и сложное, но если не знать, что за 130 рубчиков всего вы можете приобрести ремкомплект к бензонасосу ЗИЛа, который подходит к москвичовскому, только мембрану придётся обрезать по кругу, вы можете решиться на покупку запчасти по ценам, которые устанавливают продавцы, компактно расположившиеся вокруг автореставраторов-любителей. А это уже 3 тысячи! Конечно, если бюджет позволяет, можно заменять сомнительные узлы и вышедшие из строя части целиком, полагаясь на ответственность продавцов. Но это не наш метод. Мы хотим вникнут в суть проблем, и потому главный тормозной цилиндр, стартер, ручник, тормоза, бензопровод, бензонасос и прочее перебрали и довели до рабочего состояния методом мелкого ремонта, меняя манжеты, клапана, сальники и прочее. Грунтуем и красим поддоны, бачки и крышки тоже сами, на грунт и краску тысячи четыре уже точно ушло.
Надо упомянуть и покупку "донора". Вещь это преполезнейшая и без неё за восстановление и браться не стоит, всегда найдётся деталька, которая вышла из строя на основной машине - и прекрасно сохранилась на "доноре". От полупотайных шурупов с фигуристыми шайбами, которым полагается прикручивать облицовку стоек в салоне, до радиатора, который, о радость, не течёт. Мы донор нашли на сайте объявлений, стоило это чудо, о котором вы могли читать выше, 10 тысяч рублей. В общем, я понял: для науки и чистоты эксперимента, надо завести файлик - и заносить туда все расходы. По возможности восстановив понесённые. Когда завершим - поделимся итогами. И финансовыми тоже.