Верующие повсеместно — как поодиночке, так и в храмах — молятся за больных. Но что это дает никто не знает? И вот совсем недавно (Вдумайтесь XXI век!) было проведено исследование (хотя это вряд ли можно назвать исследованием. Скорее – эксперимент): помогают ли молитвы за пациентов их выздоровлению? Один из американских фондов выделил на его проведение два с половиной млн. долларов!!!
Подобные эксперименты, с претензией на научное исследование — для обеспечения полной беспристрастности — должны проводиться вслепую (со случайным распределением участников), и это условие строго соблюдалось. Пациенты в абсолютно случайном порядке были разбиты на экспериментальную (субъекты молитвы) и контрольную (отсутствие молитвы) группы. Ни пациенты, ни их доктора и медсестры, ни проводящие эксперимент сотрудники не знали, о каком пациенте воздаются молитвы, а о каком — нет. Возносящим молитвы верующим было нужно знать имена тех, о ком они молились: иначе как можно было бы утверждать, что они молятся именно за них, а не за кого-либо другого? Но им сообщили только имя и первую букву фамилии пациента (Богу, очевидно, достаточно и этого).
Сама идея проведения подобного эксперимента просто идиотская (чтобы не сказать хуже), и, конечно, проект не замедлил получить изрядную долю насмешек и издевок в прессе и среди научного сообщества. Но наши горе-исследователи, которыми руководил доктор Герберт Бенсон, кардиолог из расположенного под Бостоном Медицинского института духа и тела (Mind/Body Medical Institute), героически перенося насмешки, продолжали доблестно осваивать деньги спонсоров. Доктор Бенсон и его группа в шести разных больницах обследовали 1802 пациента, перенесших операцию коронарного шунтирования. Больных разделили на три группы. За больных 1-й группы возносились молитвы, но они об этом не знали. За больных 2-й группы (контрольной) молитвы не возносились, и они также об этом не знали. За больных 3-й группы молились с их ведома. По результатам состояния больных 1-й и 2-й групп определялась эффективность молитвы о помощи. Состояние больных 3-й группы свидетельствовало о возможных психосоматических воздействиях на пациентов знания о том, что за них молятся.
Моление проводилось паствой трёх церквей и все церкви — на значительном расстоянии от больниц. Как уже говорилось, молящиеся знали только имя и первую букву фамилии того пациента, за которого они молились. Научные эксперименты принято проводить с максимально возможной степенью стандартизации, поэтому всех молящихся попросили включить в молитву фразу "об успешной операции и быстром выздоровлении без осложнений".
Опубликованные в "Американском кардиологическом журнале" результаты не оставляют сомнений.
Состояние больных, за которых возносились молитвы, ничем не отличалось от состояния больных, за которых молитвы не возносились. Какой сюрприз!
Имелось различие в состоянии тех, кто знал, что о них молятся, и пациентов из обеих групп, которые об этом не знали, — но (не поверите!) оно оказалось обратным ожиданию. У больных, знающих, что о них возносят молитвы, обнаружилось значительно больше осложнений, чем у тех, кто об этом не знал. Уж не проявление ли — это кары господа, обиженного такой идиотской затеей? Но «исследователи» предположили, что пациенты — субъекты молитв оказались подвержены, в силу осведомленности, дополнительному стрессу — "актерскому беспокойству". Ну, типа, они тревожились: неужели я настолько болен, что за меня уже нужно молиться?"
Но как вы думаете, что на это сказали богословы? Вобщем, все как обычно – они объявили его неправомерным на основе того, что бог отвечает только на молитвы, возносимые по важному поводу. Молитва о человеке, возносимая только потому, что на него случайно пал выбор в проводимом вслепую эксперименте, не считается важным поводом. Если бы бог захотел продемонстрировать своё существование, он нашёл бы для этого способ получше, чем небольшое изменение статистических данных между результатами экспериментальной и контрольной групп кардиологических пациентов. Бог сумел это раскусить.
Дальше – больше! Богословы заявили, что если бог есть, то, пожелай он нас в этом убедить, он "наполнил бы мир сверх чудесами". И тут следует перл: "Но уже и так имеется довольно большое количество доказательств существования бога, а их избыток может пойти нам во вред".
Нет, ну вы только вдумайтесь – Может пойти нам во вред! Слишком большое количество доказательств может пойти нам во вред. Это как?!
Без слов ясно: отрицательные результаты не пошатнут убеждений правоверных. Глава одной из церквей, откуда исходила часть экспериментальных молитв, заявил: "Верующий скажет вам, что, хотя это исследование и представляет интерес, мы молимся уже давно, и мы видели, что молитвы приносят плоды, мы знаем, что они работают и что изучение молитв и духовного опыта ещё только начинается". Ну да, конечно: мы знаем, что, согласно нашей вере, молитва приносит плоды, так что, если доказательств получить не удаётся, будем корпеть дальше, пока не удастся добиться желаемого.
Интересно, если бы результат оказался положительным, допускаете ли вы мысль, что кто-нибудь из приверженцев религии отказался бы признавать выводы на том основании, что научные результаты не имеют ничего общего с вопросами религии? Как вы думаете, пишите свои мнения в комментариях.