Найти тему
КИНО для УМНЫХ

Голем. Начало (2018)

Литва 1673 года. Небольшое еврейское поселение в глуши. Ханна, местная селянка, уже 7 лет скорбит о потере малолетнего сына. В поисках утешения она читает запретные книги...

А по миру ходит чума, выкашивающая целыми городами, что и происходит с соседней литовской деревушкой. Видя причину мора в странных еврейских ритуалах местные жители вторгаются в деревню, где живет Ханна в поисках исцеления и мести.

-2

Ханна, увлеченная древними сокрытыми ритуалами видит в этом повод, чтобы призвать Голема - древнее существо из земли и глины для защиты односельчан. Вот только все выходит из-под контроля.

-3

Хоть фильм и заявлен как "ужасы", и в нем хватает и сверхестественного и резни, он не смотрится как таковой ужастик. Это скорее драма, где зацикленная на своей страшной потери женщина (я для женщины потерять дитя на своих глазах - это тот еще ад), пытается создать симулякр.

Голем, выглядящий как маленький мальчик, не выглядит страшным чудовищем, хоть его сила и велика. Больший ужас начинает вызывать Ханна, управляющая существом через свою всепоглощающую ненависть.

Сначала ее жертвой становятся бандиты, пришедшие в деревню. И это вроде как хороший поступок - защитить своих близких, свое село от чужаков, пришедших с явно недобрыми намерениями.

-4

Но затем жертвой становится соседка, к которой Ханна приревновала собственного мужа. Затем знахарка, пытавшаяся образумить женщину, что от призыва столь могущественного существа нельзя ждать добра. Это ужасное оружие, не разбирающее, где свои, а где чужие.

А затем...

-5

Затем начинается ад, который вполне соответствует слогану фильма: «Если пробудил древнего бога, будь готов к апокалипсису» .

Фильм хорошо передает реалии местечкового деревенского быта. Сельская жизнь, пусть и приукрашена, но выглядит вполне правдоподобной. Есть место и религиозности, и самобытному знахарству, и мелким интрижкам.

Из недостатков - минимум спецэффектов. Голем описывается существом грозным. Даже если у него тело мальчика, то он должен наводить ужас, как в свое время было в тех же "Оменах". Здесь же туда-сюда ходит мальчуган с надутыми губками изо всех сил старающийся выглядеть злобно. Не чувствуется в нем сила...

-6

Как-то недораскрытым оказался персонаж Ханны. Возможно стоило чуть больший акцент сделать на ее истории. Ведь это утрата ею сына стала тем толчком, что привел к столь печальному итогу.

Осталось послевкусие, будто недотянули, недожгли, недострадали... Будто не хватает какой-то эмоциональной глубины. Возможно из-за попытки смешать воедино несколько жанров результат и оказался - среднячок. Хотя в целом фильм очень добротный, самобытный, без явных клише.

С учетом того, что это результат израильского кинематографа, не избалованного неограниченными голливудскими возможностями, то в целом очень и очень достойно!