Менее понятно совершенно не нужное враньё в мелочах. Начальник Главного штаба генерал Дибич зачем-то назван военным министром. Назначен ли он повелением императора Константина Павловича или, поднимай выше, продюсера Константина Львовича – не ясно.
В финальных титрах сообщается, что после пятерых декабристов император Николай никого не казнил. Это истина настолько же расхожая и верная, насколько история о том, что Екатерина продала Русскую Америку. В 1827 году пять человек были расстреляны за попытку восстания на Зерентуйской каторге, в которой участвовали те же декабристы. В 1830 году семерых расстреляли за бунт в Севастополе. В 1839 году расстрелян польский заговорщик Шимон Конарский. Это, конечно, не те факты, которые должен знать каждый школьник. Но школьники и не снимают блокбастеры, в которых историческими консультантами – профессора.
Впрочем, больше всего упрёков – «за политику». Пишут, что «Союз спасения» – монархический блокбастер о восстании декабристов, который осуждает и не жалеет бунтующих интеллигентов», а условно либеральный историк заявляет: «это преступление против исторического сознания наших современников». Тут не убавить.
Однако при своих вполне явных симпатиях, создатели фильма не опустились до пасквиля или карикатуры. Да, Пестель вначале выглядит изрядным бандюганом из девяностых, но потом мы узнаём, что он был контужен на колчаковских фронтах, где бился вместе с режиссёром Кравчуком, и это несколько меняет взгляд на него.
Рылеев ходулен и истеричен, но только не в финале, где он бросает забытому адмиралу и либералу Мордвинову: я победил, и судьбу России впредь будут менять не либералы, а безумцы. Мордвинов отвечает: «Для вас я сделать ничего не могу. Да, признаться, и не хочу». Но обещает позаботиться о семье.
Безжалостными оказались сценаристы только к убийце генерала Милорадовича – Каховскому, заставляя его кричать от страха перед казнью. Впрочем, в реальности Каховский убил ведь не только Милорадовича, но и полковника Стюрлера, так что объём его преступлений даже преуменьшили.
Доносчик на декабристов Майборода выведен в фильме полным подлецом.
В общем, плаката не получилась, получилась попытка показать равными обе стороны: и сторонников Конституции, и императора, которого сначала довольно грубо отпихивает от престола заслуженный генерал, и который способен этому генералу скомандовать: «Кругом!». И хотя и не хочет крови, но во имя принципа «закон – воля монарха» готов её пролить, пусть потом двести лет называют Николаем Палкиным. Далеее.