Рассказывает Марина Белозерова - Содержательный руководитель пространства для детей и родителей "Каштан" и центра "Особая Глубина" в Санкт-Петербурге, специалист ChildSpace.
Метод Сhild’space лежит на стыке медицины, физиологии, нейропсихологии, психологии и педагогики, это комплексный психолого-педагогический подход.
Хочу подчеркнуть, что мы не врачи и не решаем медицинские вопросы. Поэтому, если родителей что-то беспокоит, прежде всего, необходимо обращаться к педиатру или неврологу, которым они доверяют.
В идеале, невролог должен работать вместе со специалистом Сhild’space, чтобы видеть ребёнка с разных сторон.
Часто мы сталкиваемся с тем, что с точки зрения медицины, у ребёнка всё в порядке, в пределах нормы. Невролог и педиатр не видят ни проблемы, ни решения, соответственно.
А всё потому, что причина беспокойства, с которой обращаются родители, находится в нейропсихологической области.
Например, ребёнок часто плачет. Наблюдая, мы замечаем, что мама слишком много его качает, происходит избыток сенсорной стимуляции, он перевозбуждается и плачет. Или мама слишком быстро пеленает, переодевает малыша, очень громко с ним разговаривает. У новорождённого идёт перегрузка нервной системы.
Ещё пример: ребёнок плохо сосет грудь, с трудом ест. Это может быть связано со сниженной мышечной чувствительностью языка, губ и щёк. Невролог заметит слабый тонус мышц, но это может быть в пределах нормы.
В этом случае работать надо не с питанием малыша, и не только с мышцами рта, а с мышцами всего тела. Для этого мы смотрим, как ребёнок двигается, как владеет ручками и ножками, насколько мотивирован следить за предметом и тянуться к нему.
Ведь причина может быть в снижении познавательной деятельности, если младенец в 3-4 месяца не следит за предметом глазами и не тянет ручки к нему.
Родителей мучают многие вопросы относительно их детей:
- перемалывать пищу или уже давать кусочки,
- насколько тепло одевать на прогулку,
- нужна дома одежда или дать возможность побыть голеньким,
- туго пеленать на сон или не стоит,
- купание обязательно или достаточно влажных салфеток (бывают и такие вопросы).
По сути дела мы захватываем область обучения родителей родительству. Интуитивное родительство во многом сейчас утрачено.
Многим нужна помощь и поддержка в том, как происходит внешнее взаимодействие с ребёнком. Нет понимания, чего хочет ребёнок, что ему сейчас нужно, что его беспокоит.
В нашем пространстве мы можем подсказать родителю, как лучше взаимодействовать с ребёнком и в каком темпе. Нужно ли к нему подходить по первому требованию, чуть он заплакал или закряхтел, или стоит подождать.
Нужно ли ему помогать что-то делать или дать возможность попробовать самому.