Найти тему
Такая ерунда

"Возможно, они не скажут вам всей правды": страхи по поводу очередного Чернобыля. Российская АЭС в Белоруссии

Именно тогда, когда в начале 2009 года лесорубы прибыли со своими бульдозерами, Николай Уласевич, местный активист, понял, что игра окончена.

Может быть, и не было опубликованного приказа построить атомную электростанцию на полях, выходящих на его усадьбу в селе Ворняны - но решение явно было принято. В авторитарной Белоруссии эти решения редко имеют задний ход.

В последующие годы Уласевич наблюдал, как формировались гигантские градирни и системные блоки первой Белорусской атомной электростанции. Строительство, которое вело российское государственное ядерное агентство Росатом, было бы далеко не простым. Ряд инцидентов задержал его открытие, но первый реактор, наконец, должен выйти в эксплуатацию в начале 2020 года.

Сказать, что строительство Белорусской атомной станции было спорным, было бы тривиализировать историю этих земель.

Чернобыль находится всего в семи милях от южной границы Белоруссии, и ядерная авария, всё ещё худшая в мире, оставила самые глубокие шрамы на местном уровне. Направление ветра весной 1986 года – и решение советских властей избежать крупного ущерба в Москве - означало, что Белоруссия пострадала больше, чем любой другой регион Союза. В тот момент, когда радиоактивные облака двинулись в сторону столицы, пилотам ВВС было приказано догнать ядовитые облака и засыпать их струями йодистого серебра.

Большая часть самого южного региона Гомеля остаётся серьёзно загрязненной, в результате чего отмечается повышенный уровень онкологии.

Любой местный житель старше 50 лет может вспомнить, что они делали в те сухие весенне-летние дни. Они говорят об усталости; странной сухости во рту; слухах о том, что неплохо бы принять йод, но об отсутствии достоверной информации. Они также расскажут вам об облаке секретности, почти столь же опасном, как чёрные кучевые массы, которые были опустошены их радиоактивными недрами над Южной Белоруссией.

"Только потом появилась возможность паниковать", - вспоминает Мария Ивановна, местный отельер, отказавшийся назвать свою фамилию. Жительница Островца (русский язык: Островец), главного города, обслуживающего атомную станцию в 10 милях вниз по дороге, она говорит, что местные жители были равномерно разделены в проекте. Многие из них в восторге от заработной платы выше среднего и улучшения местной инфраструктуры - особенно новички, которые утроили население с начала работы. Здесь есть новый спортивный центр, больница и дорога, соединяющая Минск с автомагистралью Вильнюс. Но её поколение “неспокойно", говорит она.

"Мысль о том, что произошло в далёком 1986 году, не может не вызывать у вас беспокойства о том, что может произойти. Вы знаете, что они могут не сказать вам всей правды.”

Литва - европейская страна, которая граничит с Белоруссией всего в 10 милях к западу от Островца, резко выступает против атомной станции. В нём говорится, что они не были должным образом проконсультированы и утверждают, что станция нарушает пост-Фукусимские руководящие принципы расстояния – в частности, рекомендацию о том, что атомные электростанции не должны быть построены ближе, чем на 100 км от крупных городов. Новая атомная станция находится всего в 30 милях к востоку от столицы Литвы, Вильнюса.

Литовцы говорят, что они готовятся к любым неожиданностям: от накопления запасов таблеток йода до открытия ядерных бункеров и выдачи записок о выживании своим гражданам. В октябре власти провели крупную операцию по обеспечению готовности, имитируя реакцию на стихийное бедствие в связи с ядерным расплавлением. Эти упражнения были заведомо гиперболическими. Но несколько сообщенных инцидентов действительно дают паузу для размышлений.

Из того, что сейчас известно, корпус реактора в Белоруссии уже был вовлечён, по меньшей мере, в две аварии. Первый был в июле 2016 года, когда он, по-видимому, упал с крана во время монтажа. Белорусским властям потребовались недели, чтобы признать “незначительный” инцидент. Через пять месяцев при транспортировке сменный реакторный корпус столкнулся с железнодорожным пилоном. По меньшей мере, пять рабочих погибли в результате несчастных случаев на стройке. По меньшей мере, один инцидент с пожаром произошёл в рубке управления.

Продолжение...