Найти в Дзене
Зарина Асфари об искусстве

Как Одиссея стала метафорой посттравмы?

Пытаюсь осмыслить шесть часов, проведённых на выставке «Троя: миф и реальность».

О том, как эта выставка сделана, можно писать диссертацию. Потому что это – образец того, какой должна быть современная выставка, того, как можно сложить сотни фрагментов разных культур и эпох в цельную историю, того, зачем вообще нужны музеи.

А музеи нужны, чтобы помогать чувствовать, думать и понимать друг друга, способствовать не только образованию, но и духовному что ли росту. Снижать уровень взаимной агрессии. Делать людей больше людьми. Не знаю, как сформулировать лучше. В голове крутится слоган школы Класс-Центр: «Не только знать, но и чувствовать». 

"Встреча Париса и Елены". Римский рельеф, основанный на греческих моделях. 100 год до н.э. - 100 год н.э. Мрамор. Национальный археологический музей Неаполя
"Встреча Париса и Елены". Римский рельеф, основанный на греческих моделях. 100 год до н.э. - 100 год н.э. Мрамор. Национальный археологический музей Неаполя

Выставка «Троя» – об этом. Она не просто рассказывает всем известный эпос на языке живописи, скульптуры, театра и инсталляции. Она подсвечивает роли женщин в этом эпосе, показывает обратную сторону героизма, перекидывает мосты между Троей и Сирией, Боснией, Первой мировой. И делает это без наигранного пафоса, органично, средствами всё того же искусства. 

Энтони Каро, "Троянская война", 1993-1994. Керамика, дерево, сталь. Barford Sculptures Ltd
Энтони Каро, "Троянская война", 1993-1994. Керамика, дерево, сталь. Barford Sculptures Ltd
Британский скульптор Энтони Каро: "Моя Троянская война... она больше связана с жестокостью, которую мы видели в Боснии, нежели с греческими и троянскими героями, которыми нам положено восхищаться. Она о борьбе и о бытии человеком".

Потому что война – она во все времена одинаково контрастна, она даёт пространство для проявления лучших черт характера и тех уродств, которые в мирной жизни мы не видим. А Троянская война, была она в действительности или нет (вопрос открытый), стала архетипической войной, универсальным языком, на котором может говорить каждый, кто столкнулся с любым из её лиц – сирийским, боснийским... 

"Смерть Патрокла". Барельеф на аттическом саркофаге, 250-260 гг н.э. Эфес, Турция. Мрамор. Woburn Abbey Collection
"Смерть Патрокла". Барельеф на аттическом саркофаге, 250-260 гг н.э. Эфес, Турция. Мрамор. Woburn Abbey Collection

Кроме всего прочего, музеи Британии хороши простыми и понятными экспликациями. В них чаще всего выдержан баланс: они ценны для специалистов и для простых смертных, далёких от мира искусства. А ещё музеи Британии хороши грамотным выстраиванием контекста, дополнением картин цитатами современников, не избыточным погружением в реалии эпохи, демонстрацией объектов повлиявших на художника культур...

Но в этот раз Британский музей пошёл ещё дальше. На выставке есть и цитаты из Гомера с Вергилием, и история раскопок Шлимана (а заодно критика оного), и преломление троянского эпоса в культурах древней Индии, средневековой Европы, викторианской Англии...

Введение троянского коня в город. Рельефная панель, возможно, со ступеней буддистской ступы. 100-200 гг. Пакистан. Британский музей
Введение троянского коня в город. Рельефная панель, возможно, со ступеней буддистской ступы. 100-200 гг. Пакистан. Британский музей

А ещё есть комментарии к некоторым экспонатам от представителей центров “Crisis” и “Waterloo Uncovered”. Первый помогает бездомным, в том числе беженцам от военных конфликтов. Второй совмещает археологию с помощью ветеранам. Некоторые комментарии – в аудиоформате. 

И вот ты смотришь на Ахиллеса, который, не скрывая чувств, оплакивает гибель Патрокла. А тебе в ухо сбивающимся голосом ветеран с посттравматическим стрессовым расстройством рассказывает, что такое комплекс выжившего, каково это – держать на руках погибшего лучшего друга, как важно уметь проявлять чувства...

Генри Фюзели, "Ахиллес оплакивает Патрокла", 1770, 20,2х27,7 см. Британский музей
Генри Фюзели, "Ахиллес оплакивает Патрокла", 1770, 20,2х27,7 см. Британский музей
Он говорит: нас в армии не учат горевать, и мы оказываемся один на один с травмой после войны. Он говорит: я прошёл терапию и снова научился жить, и если у тебя тоже ПТСР, знай, что это не приговор, что можно обратиться за помощью. Я, говорит, пример тому, что исцеление возможно. А Ахиллес... у него на лице то, что у военных бывает внутри. Только они воспитаны с установкой, что проявлять чувства вот так – нельзя. 

Когда я шла на выставку, я думала про Древнюю Грецию, про романтизацию войны и неувядающую моду на мифологию. Я думала, что освежу в памяти детали эпоса и его влияние на искусство Европы. И это было, но не стало ключевым. А ключевым, тем сокровищем, которое я вынесла из шестичасового путешествия, стало переосмысление Одиссеи как внутреннего, а не внешнего пути.

Потому что не может воин просто вернуться домой, к любимой Пенелопе. Потому что, когда заканчивается последняя битва, начинается новая – в голове и в сердце. И нужно пройти между Сциллой и Харибдой, пережить агонию в окружении сирен, ослепить великана... Нужно десять лет бороться с демонами, чтобы пересобрать себя и по-настоящему вернуться домой. И у многих, очень многих эта Одиссея не заканчивается никогда.

Думаю написать цикл статей по мотивам выставки. Хотите?