Психологические эксперименты по изучению человеческого поведения повлияли на наше понимание психологии. Хотя некоторые из них невозможно повторить в наше время из-за нарушения этических границ, это не умаляет значения их выводов. К ряду таких опытов относится эксперимент «Маленький Альберт», так же называемый «Крошка Альберт».
История эксперимента
Профессор Университета Джона Хопкинса, доктор Джон Б. Уотсон и аспирант Розали Райнер проверили в этом эксперименте метод научения, называемый классической обусловленностью. Классическая обусловленность или условность Павлова есть способ познания мира через ассоциацию, которая впервые была открыта русским физиологом Павловым. Проще говоря, обусловленность связывает два стимула друг с другом, чтобы вызвать новый научный ответ о психологии человека или о поведении животного.
Убеждения ученого
Джон Уотсон предположил, что процесс классической обусловленности способен объяснить аспекты человеческой психологии. Всё, начиная от речи до эмоциональных реакций, было только моделями стимулов и реакций. Уотсон отрицал существование разума или сознания. Доктор считал, что все различия в поведении обусловлены неравным опытом в обучении.
Профессор сказал: «Дайте мне дюжину здоровых, хорошо сформированных младенцев, и я гарантирую, что способен взять одного случайного и сделать из него любого специалиста - врача, юриста, художника, и, да, даже нищего и вора, независимо от его талантов, склонностей, способностей, призваний и расы его предков». Доктор Уотсон считал, что это сформировало основу человеческой психологии.
Ход эксперимента
Для эксперимента доктор и ассистент взяли из приюта девятимесячного малыша. Ребенок играл с белыми пушистыми предметами, среди которых была белая крыса, кролики и вата. Изначально ребенок не испытывал к этим предметам страха и малыш с радостью играл с ними и даже проявлял привязанность. Через некоторое время, доктор Уотсон издавал громкий шум, находясь за спиной ребенка.
Спустя череду сеансов, ребенок стал плакать и бояться белую крысу, которую ему оставили для игр. После Альберт стал испытывать страх и опасения различной степени и к другим белым пушистым предметам, которые были помимо крысы. Исследователи в дальнейшем хотели устранить заложенный в ребенке страх, но ребенка забрали, и проверенной информации о дальнейшей судьбе испытуемого нет.
Выводы
Психологи полагают, что этот эксперимент способен объяснить исходную причину проявления иррациональных страхов людей и как они развились в раннем возрасте.