Открываем отдельный цикл статей об интернет-магазинах. Первое, о чём хотелось бы поговорить, — о такой интересной форме электронной торговли, как дропшиппинг. Рассмотрим положительные и отрицательные стороны указанного явления, а также поделимся некоторыми полезными советами с теми, кто собирается заниматься торговлей в сети.
Об интернет-магазинах мы ранее упоминали здесь и здесь.
Немного об интернет-магазинах. Правовое регулирование электронной коммерции в России пока оставляет желать лучшего. Как такового единого нормативного правового акта, который бы регламентировал все аспекты деятельности интернет-магазинов, в наличии не имеется. Между тем, видится необходимым сделать краткий обзор норм, которые обычно применяются при рассмотрении дел, связанных с торговлей в сети Интернет.
1) Существует ли легальная дефиниция понятия «интернет-магазин»? Да, Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июня 2017 г. № 500-ст был утверждён ГОСТ Р 57489-2017 (далее — ГОСТ), в пункте 2.4 которого упомянутый термин определяется следующим образом:
Интернет-магазин — интернет-сайт, посредством которого продавец осуществляет продажу покупателям товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет.
Важной видится также дефиниция продажи товаров дистанционным способом с использованием сети Интернет (п. 2.1 ГОСТ), под которой понимается «продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, представленным с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора».
Примечательно, что данный ГОСТ призван урегулировать интернет-торговлю между субъектами предпринимательской деятельности (продавцами) и физическими лицами, приобретающими товары для личных, семейных или иных подобных нужд (покупателями/потребителями), что в международной коммерческой практике соответствует модели отношений B2C (от англ. «business-to-consumer» — «бизнес для потребителя»). На международную модель отношений B2B (от англ. «business to business» — «бизнес для бизнеса»), в которой контрагенты обычно заключают друг с другом договоры поставки, такое регулирование не распространяется.
В обзорной форме представим другие значимые положения ГОСТа:
- интернет-магазины обязаны иметь интуитивно понятный интерфейс, обеспечивающий оперативность взаимодействия покупателя с продавцом, информация в интернет-магазинах должна постоянно актуализироваться.
- в интернет-магазинах обязательной к размещению является информация о фирменном наименовании организации-продавца; правовые и локальные нормы, регулирующие договорные и иные отношения продавцов и покупателей при дистанционном способе продажи, отношения по обработке персональных данных (прообраз уголка потребителя в розничных магазинах); доступные покупателю способы оплаты; способы, процедура осуществления и стоимость доставки приобретаемых товаров; возможность получения бонусов, скидок; возможность получения бесплатной консультации у представителя продавца.
- факультативно: в интернет-магазине может предусматриваться раздел с отзывами покупателей.
- в интернет-магазинах обязательными к размещению являются сведения о продавцах, такие как адрес государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее — ИП) из ЕГРЮЛ/ЕГРИП; адреса, по которым осуществляется возврат товара, а также прием юридически значимых сообщений (при отличии от адреса государственной регистрации); режим работы продавца; контакты продавца (номера телефонов и иные возможности оперативной связи); ИНН; для ИП — информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа; режим функционирования специалистов интернет-магазина (продавцов, консультантов); факультативно — информация о том, что кассовые чеки выдаются покупателям не продавцом, а другой организацией.
- в интернет-магазинах обязательными к размещению являются максимально детализированная информация об основных потребительских свойствах товара; наименование изготовителя товара; изображение (фотография) товара; габариты товара; место изготовления товара; срок службы или срок годности и гарантийный срок; цена товара; условия приобретения товара; условия доставки; порядок оплаты товара; срок, в течение которого действует предложение о заключении договора; акции с указанием срока их действия; информация о комплектации товаров (инструкций по эксплуатации, элементы энергопитания, сопутствующие аксессуары, расходные материалы и т.д.); активные ссылки на действующие сертификаты соответствия и декларации о соответствии (при необходимости).
- покупателям рекомендуется предлагать выбор удобных способов подтверждения принятия акцепта — телефонный звонок, SMS или MMS сообщение, сообщение на email-адрес; уведомление в личном кабинете на сайте.
- по итогам наличной или безналичной оплаты товаров продавцам рекомендуется уведомлять покупателей.
2) Ещё одним не менее релевантным подзаконным актом, связанным с деятельностью интернет-магазинов, выступает Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее — Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612). Сконцентрируемся на некоторых его фрагментах, которые не получили закрепления в рассмотренном выше ГОСТе:
- не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, запрещенных наркотических средств и психотропных веществ, определенных видов драгоценных камней и драгоценных металлов, определенных видов оружия, табачной продукции, определенных видов агрохимикатов и пестицидов, автомобильного бензина, стратегических материалов, вооружений, боеприпасов, военной техники, радиоактивных элементов, рентгеновского оборудования, шифровальной техники, результатов научных исследований в военной сфере, ядов, лекарственных средств.
- договор розничной купли-продажи дистанционным способом является публичным, что предполагает его заключение с любым обратившимся покупателем.
- продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе.
- в целом подчеркивается распространение на случаи дистанционной торговли действия норм о защите прав потребителей.
3) Закон о защите прав потребителей. Среди большого количества норм, посвящённых правам потребителей, применительно к нашему исследованию видится оправданным выделить ст. 26.1 Закона, регламентирующую порядок дистанционной продажи товаров:
- дублируются положения гражданского законодательства о договоре розничной купле-продаже дистанционным способом продажи товара (подробнее — ниже).
- потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение 7 дней.
- в случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.
- возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара, при этом отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства.
- потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
- при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
4) По степени обобщённости последним в линейке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность интернет-магазинов, располагается Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). Как уже указывалось ранее, значимую роль в регламентации электронной торговли играют положения гражданского законодательства о розничной купле-продаже (если мы говорим о модели взаимодействия B2C). Особое внимание следует обратить на ст. 497 ГК РФ, содержащую нормы о дистанционной продаже товаров:
- допускается заключение договора розничной купли-продажи посредством ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
- обязательство по настоящему договору считается исполненным по общему правилу с момента доставки товара в место, указанное в договоре, или по месту жительства покупателя-гражданина.
- покупатель имеет право одностороннего отказа от такого «дистанционного» договора розничной купли-продажи при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора.
Подводя итог проведенному краткому анализу нормативной базы, можно констатировать, что в действующей российской системе законодательства имеется немалое количество норм, которые затрагивают вопросы деятельности интернет-магазинов, взаимно дополняют друг друга, но при этом находятся в иерархической соподчиненности.
Система дропшиппинг. Рассмотрев правовые основы деятельности интернет-магазинов, предлагаем ознакомиться с такой популярной ныне формой их существования, как дропшиппинг.
Дропшиппинг (от англ. «dropshipping» — «прямая поставка») — система электронной торговли, при которой один субъект (интернет-магазин, дропшиппер) за плату обязуется привлекать потребителей, обрабатывать их заказы, рекламировать и продвигать продукцию другого субъекта (поставщика), а поставщик обязуется направлять со своего склада товары потребителям по запросам, полученным от дропшиппера, и оплачивать услуги дропшиппера определённым образом.
Схематично процесс взаимоотношений по дропшиппингу можно изобразить так:
Разберем вышеприведённое определение по признакам:
- дропшиппинг — это система, применяемая для торговой деятельности в сети Интернет;
- возмездная взаимовыгодная деятельность (интернет-магазины получают прибыль, как правило, из разницы розничной и оптовой стоимости товаров, а поставщики получают возможность дополнительной реализации своей продукции на новых рынках сбыта при посредничестве интернет-магазинов);
- интернет-магазины выступают в отношениях дропшиппинга посредниками — для осуществления своей деятельности им необходимо и достаточно сайта, наполненного информацией о товарах, собственный склад не нужен, так как вся продукция направляется потребителям со склада поставщика;
- основная цель деятельности дропшиппера — продвижение товаров поставщика на рынке.
Этапы дропшиппинга по порядку:
- Выбор и заказ потребителем товара в интернет-магазине. Первоначально потребитель знакомится с ассортиментом продукции, представленной на веб-сайте соответствующего интернет-магазина, откладывает понравившиеся товары в корзину и затем оформляет заказ. Следует сделать оговорку, что в мировой практике дропшиппинг, как правило, предполагает онлайн-оплату товара потребителем, из полученной от потребителя суммы дропшиппер самостоятельно удерживает разницу розничной и оптовой стоимости конкретного товара, после чего перечисляет оставшиеся денежные средства поставщику. Российская действительность такова, что большинство физических лиц до сих пор предпочитает оплачивать товар наличными денежными средствами при получении. Поэтому в подобных ситуациях порядок расчётов между дропшиппером и поставщиком может отличаться от принятого в мире и определяться условиями договора между названными субъектами.
- Обработка заказа дропшиппером и уведомление поставщика. После того как потребитель оформил заказ в интернет-магазине, основная задача дропшиппера, связанная с продвижением продукции, выполнена, теперь остается лишь уведомить поставщика о поступившем запросе на отгрузку товара потребителю, сообщив ему все необходимые сведения (информацию о заказанном товаре, контакты и специальные пожелания потребителя). Одновременно интернет-магазин берет на себя функцию по информированию потребителя о статусе его заказа, в результате чего потребитель может отслеживать в режиме реального времени, где находится его товар (в обработке, на складе, в пути и т.д.).
- Проверка, упаковка и направление товара потребителю. Заключительным этапом дропшиппинга является проверка поставщиком товара на целостность и работоспособность, его упаковка и направление потребителю по адресу, указанному в заказе (доставка потребителю напрямую, в различные постаматы или пункты самовывоза). Все расходы на упаковку и доставку товара до потребителя несёт поставщик.
Относительно порядка взаимодействия дропшиппера с поставщиком необходимо отметить, что на практике указанные субъекты чаще всего заключают агентский договор, хотя допустимы варианты сотрудничества между контрагентами на условиях смешанного договора, который может содержать в себе отдельные элементы договора комиссии, договора поручения, договора купли-продажи. Свою версию договора, которым можно оформить отношения дропшиппинга, мы представим в одной из следующих публикаций.
Преимущества дропшиппинга:
+ модель дропшиппинга не требует наличия склада у владельца интернет-магазина, издержки по упаковке и доставке товаров потребителям возлагаются на поставщика, в результате чего дропшиппер несёт минимальные расходы;
+ взаимовыгодное существование двух субъектов рынка, при котором дропшиппер продвигает продукцию поставщика и получает за это прибыль, а поставщик, в свою очередь, обозначает потребителям, что реализует свои товары с помощью соответствующего интернет-магазина, получая при этом дополнительные возможности реализации своей продукции;
+ дропшипперу, как правило, не запрещается сотрудничать с несколькими поставщиками, за счёт чего он может увеличивать свои доходы;
Недостатки дропшиппинга:
— обязанность дропшиппера постоянно актуализировать содержимое интернет-магазина и приводить его в соответствие с большим массивом правовых норм;
— трудности, связанные с наполнением сайта всей необходимой информацией о товарах (подробнее);
— невозможность для дропшиппера контролировать все этапы взаимодействия с потребителями, в результате чего иногда недобросовестные поставщики могут доставлять некачественные товары, что будет одинаково понижать спрос и на саму такую продукцию, и на услуги интернет-магазина;
— зачастую в договорах поставщики возлагают повышенную ответственность на дропшипперов;
— практика показывает, что у поставщиков не всегда имеются в наличии те товары, которые продвигаются посредством интернет-магазина, несогласованность в действиях между дропшиппером и поставщиком может приводить к нарушению оговоренных с потребителями сроков доставки продукции;
— дропшиппер несёт затраты на рекламу своего интернет-магазина;
— нередко дропшипперов активно преследуют за нарушение исключительных прав на товарные знаки, объекты авторских прав, требуя от них документы, которых у них нет и не может быть в наличии (например, товарные накладные).
Таким образом, сегодня мы рассмотрели актуальные вопросы, касающиеся электронной коммерции. Дропшиппинг является относительно новым явлением для российской действительности. Тем не менее, его внедрение в экономику видится перспективным, особенно для малого и среднего бизнеса. Обозначенная модель торговли в сети Интернет имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, которые необходимо учитывать при воплощении в жизнь собственных идей, связанных с деятельностью интернет-магазинов.
***
Присоединяйтесь к нам на других ресурсах:
1) ВКонтакте: https://vk.com/ipview
2) Facebook: https://www.facebook.com/ipview1
3) Twitter: https://twitter.com/IP_view
4) LiveJournal: https://ip-view.livejournal.com/
5) TJournal: https://tjournal.ru/u/292999-ip-view
6) VC: https://vc.ru/u/432187-ip-view
7) Telegram: https://t.me/ipview
8) Medium: https://medium.com/@ipview.00