Найти тему
Евгений Трифонов

Есть ли шанс у «Сделки века»?

План Трампа по палестино-израильскому урегулированию, названный «Сделкой века», озадачивает.

Первое недоумение: план превращает «независимое» палестинское государство в несколько территориально разобщённых анклавов, соединённых и между собой, и с другими арабскими странами и морскими портами только транспортными коридорами, проходящими через Израиль. Это будет квазигосударство, полностью зависимое в военном, экономическом, социальном и коммуникационном отношениях от Израиля, точнее, от его доброй воли. План утверждает, что предусматривает создание двух государств для двух народов, но предусмотренное им арабское «государство» будет не более суверенным, чем Лесото, окружённое территорией ЮАР, Монако или Сан-Марино. Изображать дело так, что план якобы предполагает создание двух государств в Палестине - просто искажать истину. Кому-то это понравится, кому-то - нет, но план Трампа полностью выгоден Израилю: он получает в качестве соседа разоружённое и полностью зависимое образование. А палестинские арабы его принять не могут – и это не зависит ни от личных качеств Махмуда Аббаса и его команды, или интеллектуального и морального уровня арабской элиты. Потому, что они получают не полноценное, а всего лишь квазигосударство.

Власть в Палестинской национальной автономии принадлежит Организации освобождения Палестины (ООП). Идеологическая платформа ООП - Палестинская хартия 1968 г., в статьях 15 и 19 которой говорится об уничтожении Израиля и «ликвидации сионистского присутствия в Палестине» как главной цели организации, а статья 9 утверждает, что единственным путём достижения этой цели является вооружённая борьба. Показательно, что статья 21 «отвергает всякое решение, кроме полного освобождения Палестины, и всякий план, направленный на урегулирование палестинской проблемы или её международное решение» - т.е. отвергает в том числе и план Трампа.

В 1993 г., после подписания в Осло палестино-израильских соглашений о мирном урегулировании, Палестинский национальный совет (парламент) проголосовал за изъятие антиизраильских статей из хартии. Однако (хотя это никак не было объяснено мировому сообществу) текст хартии остался неизменным. 4 декабря 1998 г. палестинский парламент по требованию премьер-министра Израиля Нетаньяху, угрожавшего разрывом отношений и войной, объявил об аннулировании 6-10, 15, 19-23 и 30 старей хартии. Но они чудесным образом вновь были сохранены, и до сего дня остаются в тексте документа, являющегося официальной программой ООП и, по сути, конституцией Палестинской автономии!

ООП просто не может отказаться от уничтожения Израиля как цели своего существования. Во-первых – потому, что она была создана непримиримыми боевиками-федаинами именно с этой целью. И более чем полвека спустя члены ООП, а также входящих в её состав аффилированных и с ней группировок (включая самые радикальные) все свои действия и слова подчиняют этой цели. Отказ от неё будет означать глубочайшую внутреннюю трансформацию движения – не менее фундаментальную, чем, например, превращение сталинистской партии в социал-демократическую, или нацистской – в либеральную. На идее уничтожения Израиля воспитано два, а то и три поколения палестинцев, и любая элитная группа, заявляющая об отказе от этой идеи, будет немедленно и с гневом отринута большинством палестинцев. Именно первые, робкие попытки как-то договориться с «сионистскими оккупантами» в 1980-е гг. привели к появлению ультрарадикальных движений ХАМАС и «Исламский джихад». А сам основатель и бессменный лидер ООП Ясир Арафат, добившийся признания от мирового сообщества и Израиля, как раз и добился того, что статьи, требовавшие уничтожения Израиля, были сохранены в главном документе палестинского движения. Этим он давал понять палестинцам: наше согласие на мир с евреями – для внешнего пользования, на самом деле мы не отказываемся от курса на их уничтожение или изгнание. Он занял такую позицию не потому, что был нацистом и обманщиком – он был, безусловно, и тем, и другим, но это был вопрос его политического и физического выживания. Дай он понять соратникам, что хоть на секунду допускает мир с Израилем – и главой ООП моментально стал бы другой человек.

Боевики ООП в Бейруте (Ливан), 1970-е годы
Боевики ООП в Бейруте (Ливан), 1970-е годы

Это – проблема идеологическая, усугубляемая к тому же ссылками противников мира среди палестинцев на исламское право: по их утверждениям, оно запрещает отдавать земли, находившиеся под властью мусульман, «неверным». Так ли это на самом деле – пусть объясняют правоведы, но палестинские религиозные и светские лидеры утверждают, что дело обстоит именно так. С этой позицией – невозможности уступить мусульманскую Палестину иудеям (опять же неважно, насколько она адекватна с религиозной и правовой точки зрения) – связана и антиизраильская политика таких неарабских, но претендующих на лидерство в исламском мире стран, как Турция, Иран и Пакистан: они с порога отвергли план Трампа.

Есть и другая проблема – практическая. Палестина представляет собой конгломерат лагерей беженцев, живущих за счёт гуманитарной помощи и работы в Израиле; на собственно палестинских землях экономики как таковой нет. Трамп обещает $50 млрд. для исправления ситуации, но что это даст? Ведь экономику Палестины придётся создавать с нуля. При том, что не первое поколение палестинцев просто не умеет работать, и жизнь на «гуманитарку» и мелкие подработки для них стала привычной. Энергичных, профессиональных, образованных палестинцев много, но они живут и трудятся за пределами Палестины - в Англии, Иордании, Египте, Ливане, монархиях Персидского Залива и даже в России. Вернутся ли они на родину, если мир всё-таки будет заключен? Наверняка нет. Потому, что не поверят в его длительность и устойчивость. Потому, что вряд ли смогут найти общий язык с палестинскими чиновниками, которые просто не умеют вести дела с бизнесменами. Поэтому (представим себе, что мир наступил и обещанные Трампом миллиарды пролились золотым дождём на Палестину) американские деньги могут быть пущены на строительство инфраструктуры, жилья и социальных объектов, но не заработают заводы и фабрики, не заколосятся тучные поля и сады в пустыне, а молодёжь не начнёт, сдав «калашниковы», писать компьютерные программы.

Сектор Газа
Сектор Газа

Значит, если даже долларовые инъекции приведут к появлению новых дорог и бетонно-блочных кварталов, экономика не заработает. Палестинцы будут также вербоваться на работу в Израиле и получать гуманитарную помощь. А кстати – продолжит ли она поступать после заключения прочного и всеобъемлющего мира? Кто и с какой стати будет продолжать кормить и одевать палестинцев, если мировое сообщество решит, что конфликт прекращён? Для этого будут основания только у тех стран, которые договор не признают, и для которых палестинцы останутся гонимыми и угнетёнными. А для этого у мусульманских стран будет более чем достаточно оснований – ведь, как уже сказано выше, «Сделка века» отнюдь не предполагает создания действительно суверенной Палестины.

Ещё одна проблема – в палестинской элите. Она живёт за счёт той же помощи – гуманитарной (которая не только распределяется среди неимущих, но и разворовывается, и продаётся), финансовой (которая в значительной части переводится на личные счета чиновников), и военной (которая тоже частью продаётся). Собственно, больше ничего верхушка ООП и не умеет. Т.е. для продолжения привычного существования ей не нужен даже самый справедливый мир с Израилем (ведь тогда помощь прекратится!).

Трудно предположить, что президент США и его команда – дураки, ничего не понимающие в ближневосточных делах. Похоже, что Трамп очень рассчитывает убедить саудоаравийцев и монархии Залива. Кстати, нужно будет ещё заручиться хотя бы нейтралитетом Евросоюза, России, Китая и Турции (с этим, кстати, будут большие проблемы).

Но в таком случае нынешняя «Сделка века» - только первый (демонстрационный, презентационный) этап плана. О котором можно будет говорить, как о чём-то реальном, только после заключения мира между Израилем и главными спонсорами Палестины – Саудовской Аравией и другими монархиями Персидского Залива. Кое-какое движение в этом направлении (в связи с противостоянием Ирану) ведётся, но пока оно очень далеко от достижения даже самых предварительных договорённостей. Причём представить себе саудоаравийских шейхов, признающих Палестину в формате нынешнего плана Трампа, очень трудно. Это будет слишком похоже на капитуляцию в глазах арабов и мусульман, и грозит быстрым умножением всевозможных радикалов типа Аль-Каиды и ИГИЛ (запрещённых в России и во всех цивилизованных странах). Что для монархов Эр-Рияда, Манамы и Абу-Даби смертельно опасно.

Исламские радикалы
Исламские радикалы

В общем, на сегодняшний день перспектив у «Сделки века» не просматривается. Как и у любого другого плана постижения прочного, а тем более справедливого мира на Ближнем Востоке. Слишком много ненависти накопилось, слишком много крови пролито, слишком мало доверия.