Найти тему
Имя и память

Спустя полвека: Почему пережившая концлагеря стала говорить о прошлом

Многие жертвы Холокоста предпочитают не говорить о том, что пережили. Это последствия тяжелейшей психологической травмы, которую иногда удаётся преодолеть с помощью терапии. Хеди Бом молчала о Холокосте полвека, но потом поняла, что вокруг слишком много отрицания и ей нужно говорить о произошедшем. Теперь она свидетельствует на процессах против бывших служащих Аушвица и рассказывает школьникам историю своей семьи.

Хеди родилась в румынском городе Орадя, она была единственным ребёнком в семье Игнаца и Элизабет Кляйнов. Отец владел магазином мебели, мать была домохозяйкой. Семья жила в достатке, девочка ходила в еврейскую школу, изучала искусство и мечтала стать танцовщицей.

В 1940 году Орадя по принуждению Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини перешла к Венгрии. Несмотря на войну в Европе, жизнь была спокойной, а в долетавшие слухи еврейское население — около 30 000 человек — не верило. Но в марте 1944 года немецкая армия заняла город. Хеди объявили, что её школа закрывается. Вскоре семью переселили в гетто — они пошли туда мирно, потому что были уверены, что венгерское правительство не даст их в обиду.

Через три недели гетто опустело: приближалась Красная армия, и немцы спешили окончательно решить еврейский вопрос. Хеди с семьёй оказалась в Аушвице. Родителей сразу отделили от неё и больше Хеди их не видела. Она понимала, что отец с инвалидностью вряд ли мог выжить, но надеялась на то, что когда-то увидится с матерью, и дала себе слово жить ради этой встречи.

В августе 1944 года Хеди отправили на фабрику Volkswagen в Германии, которая превратилась в завод по производству боеприпасов. Почти год она работала по 12 часов в день, пока её не переселили в другой лагерь неподалёку. Вскоре его освободили американские войска. Хеди вспоминает, что когда услышала эту новость, то скептически переглянулась с кузиной: «Да этого не может быть». Кроме неё, из Оради выжило всего две тысячи евреев.

После войны Хеди вышла замуж и переехала в Канаду. Только в новом тысячелетии она нашла в себе силы публично вспоминать о Холокосте — и не только перед школьниками, но и в суде. Где именно?

Кадр из фильма «Бухгалтер Аушвица»
Кадр из фильма «Бухгалтер Аушвица»

В 2015 году она свидетельствовала на процессе против «бухгалтера Аушвица» Оскара Гренинга, а в 2016 выступила на суде над Райнхольдом Ханнингом, охранником из того же концлагеря. В зале суда она подошла к арестованному, уставившемуся на свои колени, и произнесла:

Посмотрите на меня. Не бойтесь посмотреть на меня. Я всего лишь такой же человек.

И тогда он встретился с ней взглядом.

Сейчас Хеди 90 лет и в своих путешествиях она добралась даже до Австралии. Она мечтает не говорить о прошлом, но чем меньше выживших остается, тем больше она считает, что важно рассказывать о произошедшем — за себя и за всех.

Для Jewish.ru историю Хеди Бом я рассказала подробнее.