Луиза Мэй Олкотт, последовательница феминизма “первой волны” (главная цель - равенство общественных и политических прав мужчин и женщин), написала “Маленьких женщин” еще в 1868 году. С тех пор женщины действительно добились некоторого равенства, а роман экранизировали 8 раз.
Попытку номер 8 совершила Грета Гервиг, чья дебютная картина “Леди Бёрд” получила 99% положительных отзывов на Rotten Tomatoes, а сама Грета стала пятой женщиной, когда-либо номинированной на Оскар за режиссуру.
Второй полнометражный фильм Гервиг “Маленькие женщины” номинации за режиссуру избежал, но зато имеет некоторые шансы получить главный Оскар.
Возможно, вы (особенно те, кто смотрел самую успешную редакцию “Маленьких женщин” с Вайноной Райдер, Кирстен Данст и Кристианом Бэйлом) недоумеваете, зачем вообще снимать еще раз то, что уже снято несколько раз и снято достаточно неплохо. Неужели в мире так мало сюжетов? Неужели привычная история может звучать по-новому?
Даже хотя я выдумала эти риторические вопросы, Грете Гервиг есть что на них ответить. И да, её “Маленькие женщины” выглядят абсолютно достойными просмотра.
Повествование
Гервиг уходит от линейного повествования - теперь мы не можем в режиме реального времени следить за превращением маленьких девочек в маленьких женщин. Вместо его режиссер рассказывает историю женщин в настоящем, разбавляя ее флешбеками из детства.
Сначала привыкнуть к разным временным отрезкам сложновато, особенно учитывая, что некоторые актрисы внешне почти не меняются - Флоренс Пью с двумя косичками за партой выглядит, как 20-летняя, случайно забежавшая в класс, а не как подросток на пороге взросления. Но к середине фильма пронзительная актерская игра позволяет забыть об играх со временем. А беды и препятствия, которые сопровождали девушек на пути ко взрослой жизни достаточно ярко отражаются в их характерах.
Каст
Муза Греты Сирша Ронан снова в огне - ее Джо Марч, молодая, независимая и страстная писательница, которая не согласна со сложившимся патриархальным порядком вещей. Она видит в женщинах потенциал зачастую больший, чем в мужчинах, и искренне не понимает, почему единственной ее целью должно быть удачное замужество.
Сирше на протяжении актерской карьеры роли непримиримых сильных женщин удаются особенно ярко - Мелани Страйдер из “Гостьи”, Мария Стюарт из “Двух королев”, Леди Бёрд из одноименной картины. Кажется, если бы Сирша жила в середине 19 века, она бы обязательно стала вдохновительницей “первой волны” феминизма - так убедительно и глубоко она погружает зрителей в судьбы женщин, роли которых исполняет.
Флоренс Пью после невероятного “Солнцестояния” заставляет нас следить за изменениями в Эми, одной из сестер Марч. Поначалу кажется, что именно Эми довольна быть женщиной в понимании морали 19 века - достойным украшением жизни какого-нибудь чрезвычайно богатого мужчины, отрицающим саму возможность личной реализации. Но монолог Эми в художественной мастерской в Париже, те отчаяние и досада, которые его сопровождают, убеждают зрителя - Эми выступает за права женщин чуть ли не с большим рвением, чем ее отважная старшая сестра Джо.
Лора Дёрн в 2019 году могла бы унести награду за лучшие роли второго плана во всех картинах, в которых она появлялась. Здесь она играет мать семейства Марч, женщину, которая оставила свои амбиции ради семьи и ни разу ни о чем не пожалела. Возможно, кому-то Дёрн покажется чересчур строгой и неласковой, но и эти ее черты оправданы временем и положением - по сути, она управляла своей большой семьей в одиночку.
Тимоти Шаламе снова в роли Тимоти Шаламе - очаровательный беспечный романтик, изредка выдающий мудрые изречения. Иногда он теряется среди сильных маленьких женщин, но, возможно, так и должно быть?
Ровно как и Эмма Уотсон - ее Мэг выглядит более тусклой на фоне сестер. Интересно, что именно Мэг ведет себя, как типичная женщина того времени, и выбирает замужество, быт и двоих детей. Вольно или невольно, Эмма Уотсон своей игрой демонстрирует, что феминисткой-то быть как минимум в разы интереснее.
Своевременность
“Маленькие женщины” 1994 года выпуска выглядели как достойная костюмированная драма об ушедшей эпохе. “Маленькие женщины” 2019 года выглядят как прямая историческая аналогия тому, что происходит с правами женщин сегодня.
Да, теперь женщины могут голосовать на выборах и даже избираться в органы власти. Да, женщины могут высказываться, заниматься творчеством и зарабатывать больше мужчин. Но до равенства обществу очень далеко. Женщина один раз в истории выиграла Оскар за лучшую режиссуру (Кетрин Бигелоу). Женщин все еще осуждает общество, если они не хотят рожать детей или заводить семью. Высказывание Эммы Уотсон о том, что ей комфортно в отношениях с собой (self-partnered), вызвало примерно такую же бурю насмешек и троллинга в соцсетях, как и фраза Джо Марч о том, что женщине необязательно выходить замуж.
Хорошо, что в 19 веке не было Твиттера.
Когда-нибудь мы дойдем до равенства, о котором мечтают представители всех волн феминизма. А пока видим его развитие на экранах кинотеатров. И это уже большой шаг вперед.
Автор: Анна Чеботарева