Найти тему
Classifiel

Малоизвестные европейские персонажи рождественского фольклора

Оглавление

Мари Льуид - Mari Lwyd

Мари Лвид (валлийское произношение: [ˈma.ri ˈlʊi̯d]) - это народный обычай парусного спорта, встречающийся в Южном Уэльсе. Традиция предполагает использование одноименной лошади-любителя, которая сделана из черепа лошади, установленного на шесте, и носит человек, спрятанный под вретище. Он представляет собой региональную вариацию традиции «животных с капюшонами», которая появляется по всей Великобритании.

Обычай был впервые записан в 1800 году, с последующими отчетами о нем были изготовлены в начале двадцатого века. Согласно им, Мари Лвид была традицией, выполняемой во время Рождества группами людей. Они объединялись в команды, сопровождающие лошадь во время путешествий по окрестностям, и хотя состав таких групп был разным, они обычно включали в себя человека, несущего лошадь, лидера и людей, одетых в персонажей, таких как Панч и Джуди. , Команда доставляла Мари Лвид в местные дома, где они просили войти через посредство песни. Ожидалось, что домовладельцы будут отказывать им во въезде, снова через песню, и обе стороны продолжат свои ответы друг другу таким образом. Если домовладельцы в конце концов уступят, то команде будет разрешен вход, и ей будут давать еду и напитки.

Хотя обычай получил разные названия, он был известен как Мари Лвид; этимология этого термина остается предметом научных дискуссий. Фольклорист Иорверт С. Пиэт полагал, что этот термин означал «Святая Мария» и, таким образом, имел в виду Марию, мать Иисуса, в то время как коллега-фольклорист Е. К. Кауте считал более вероятным, что этот термин первоначально означал «Серая Маре», таким образом, ссылаясь на конский внешний вид головы. Ряд ранних фольклористов, исследовавших эту тему, таких как Пайт и Эллен Эттлингер, полагали, что эта традиция когда-то была дохристианским религиозным обрядом, хотя научная поддержка этой интерпретации снизилась из-за отсутствия подтверждающих доказательств. Отсутствие позднесредневековых ссылок на такие практики и географическое распространение различных британских традиций животных с капюшонами - среди них Худэндинг Кента, Широкая часть Котсуолдов, Старый Болл, Старый Туп и Старая Лошадь в северной Англии - привели к предположениям, что они происходят из регионализированной популяризации моды шестнадцатого и семнадцатого века для лошадей-хобби среди социальной элиты.

Хотя в начале-середине двадцатого века эта традиция пришла в упадок, отчасти из-за противодействия со стороны местного христианского духовенства и меняющихся социальных условий, в середине-конце века она возродилась в новых формах. Традиция также вдохновляла различные художественные изображения, появляющиеся, например, в работах художника Клайва Хикса-Дженкинса и поэта Вернона Уоткинса

Перхта - Frau Perchta

-2

Перхта (Перехта, Берхта, Берта, нем. Frau Perchta, Pechtrababajagen — 'Баба-яга Пехтра', чеш. Perechta, морав. Sperechta, словен. Pehtra baba) — мифическое существо и изображающий его ряженый персонаж рождественского и масленичного периодов. Известна южным немцам, австрийцам, швейцарцам, а также славянам, преимущественно чехам и словенцам. Перхта связана с соблюдением запретов, особенно на прядение в пост.

Считается, что персонаж, как и его имя, принадлежат немецкой традиции. Перхтой (Бертой) звался персонаж, воплощающий зимний солнцеворот (в Древнечешском словаре Гебауэра Berchta, Perchta даны как варианты имени Bertha, из ст.-нем. Perahtd, Berchte, собственное значение которого «блестящая, светлая, красивая, возвышенная»). Первоначально она считалась доброй богиней, тождественной Хольде (нем. Holda). Позже их функции разделились, и Перхте «досталась» злая природа и устрашающая функция.

Перхта считалась женским духом в белой одежде. Её день — Двенадцатая ночь (англ.) или Крещенский вечер. В старых описаниях она имела большую «гусиную» ногу. В этот вечер готовили кашу или пельмени и рыбу.

В фольклоре Баварии и Австрии сохранилось поверье, что на Святки (особенно в Двенадцатую ночь) Перхта бродит по домам и хочет узнать, были ли в уходящем году дети усердными и трудолюбивыми. Если они были такими, то утром в обуви или ведре они могли найти серебряную монету. Если они ленились, то она могла вскрыть их животы и набить их соломой и камнями. Ей особенно нравилось, если девочки перепряли весь свой лён или шерсть.

В Голландии сохранилось предание, что богиня летает на Йоль (более поздний вариант, на Рождество) в окружении злых духов в поисках чего-нибудь съестного. И она может разрезать своим мечом желудки людей, чтобы достать себе еду. Но если наедаться жирной пищей в это время, меч Перхты будет соскальзывать с её жертв.

В Италии аналогом Перхты выступает Бефана, которая посещает всех детей Италии накануне 6 января, чтобы положить в носки конфеты, если они хорошо вели себя в течение года, или угольки, если они себя плохо вели

Грила - Grýla

-3

Гри́ла (исл. Grýla) — исландский мифологический персонаж, чудовищная великанша, живущая в горах Исландии. Страшилка для непослушных детей; родители пугают своих чад рассказами о том, что Грила приходит с гор на Рождество в поисках ослушников, которые не хотят есть или постоянно ноют. Грила представляется то великаншей, то лисой с пятнадцатью хвостами. Вероятно, ассоциация образа Грилы с лисой связана с тем, что лисы являются самыми крупными хищниками в Исландии, замешанными в краже молодых ягнят, а их укус бывает опасен, так как эти животные переносят бешенство. Страшная легенда о Гриле бытовала в Исландии на протяжении многих веков — её имя даже упомянуто в Младшей Эдде, написанной Снорри Стурлусоном в XIII столетии.

Большинство историй, повествующих о Гриле, были предназначены для запугивания непослушных детей: так, любимым блюдом Грилы, обладающей ненасытным аппетитом, являлось жаркое из проказников. До XVII столетия образ Грилы не был непосредственно связан с Рождеством, но к этому времени её стали считать матерью Йоласвейнаров (исландских Дедов Морозов). В стихотворении «Старая тула о детях Грилы» (Gömul þula um Grýlubörn) говорится, что их было 20, но двое самых младших близняшек умерли ещё в колыбели. Считается также, что их число 8 или 13, а в XX веке они стали особенно популярны как дарители небольших рождественских подарков послушным детям, которые клали в башмаки; для непослушных же припасали камень, кусок угля или картофелину.

В 1746 году издан общественный декрет, который запрещал использование образов Грилы и Йоласвейнаров в качестве детских «страшилок».

Грила и её муж Леппалуди в Акюрейри

Согласно фольклорным данным, Грила трижды выходила замуж. Первым её мужем был Густи (Gusti), вторым — Кюлдаболи (Kuldaboli). Последний, третий муж, Леппалуди (Leppalúði), — лентяй и вечный лежебока; он, как говорят, живёт с Грилой и сыновьями в горной пещере вместе с ужасным большим чёрным Йольским котом (Jólaköttur). Незадолго до Рождества Грила берёт большой мешок и отправляется искать непослушных мальчиков и девочек.

Йольский Кот - Jólakötturinn

-4

Йольский Кот (исл. Jólakötturinn) — исландский мифологический персонаж, чудовищный чёрный кот величиной с быка, живущий в горах Исландии. История о страшном чёрном коте, живущем в горах, была впервые записана в XIX веке. Согласно фольклорным данным, Йольский Кот живёт в одной пещере с великаншей-людоедкой Грилой, похитительницей непослушных и капризных детей, с её мужем Леппалуди (Leppalúði), лентяем и вечным лежебокой, и их сыновьями Йоласвейнарами (исландскими Дед Морозами). Заходит в селения и бродит по ночам во время Йоля (Святок), нападая и съедая тех, кто не обзавёлся к Святкам какой-нибудь шерстяной обновкой. По более поздней версии — Йольский Кот похищает только праздничное угощение. О тех, кто всё же остался без новой одежды, в Исландии говорят: «он надел на себя йольского/рождественского кота» (hann fór í jólaköttinn), то есть навлёк на себя проблемы. Происхождение мифологического образа связывается с реалиями исландского быта, где овцеводство занимало важное место в хозяйстве исландцев: производство грубого сукна из овечьей шерсти — вадмауля (vaðmál) являлось семейным промыслом: после осенней стрижки овец за обработку шерсти принимались все члены семьи — и стар, и млад. Как правило, работа завершалась как раз к Святкам, когда в Исландии проходили торги. Из сукна домашней выделки также делалась зимняя одежда для нуждающихся в ней домашних, особенно для подросших детей, и, согласно обычаю, для каждого члена семьи изготавливались небольшие вязаные вещи — носки и варежки. Таким образом, тот, кто усердно трудился до Святок, получал обновку, а ленивые, не успев к торгам, оказывались в невыгодном положении. Чтобы стимулировать детей к труду, родители и пугали их посещением страшного Йольского Кота.

Йоласвейнары - jólasveinarnir

-5

Йоласвейнары (исл. jólasveinarnir или jólasveinar) или Йольские Парни — персонажи исландского фольклора, которые в современную эпоху стали местной исландской версией Санта-Клауса. Их число менялось на протяжении веков, в настоящее время предполагается, что Йоласвейнаров — 13. В Исландии XVII столетия появляются первые сведения о внешнем облике, характере Йоласвейнаров и их количестве, но они значительно разнятся, в зависимости от места, где был услышан рассказ, так что Йоласвейнаров могли описывать и как озорных шутников, и как воришек, и как смертоносных чудовищ, поедающих детей.

В стихотворении «Старая тула о детях Грилы» (Gömul þula um Grýlubörn) говорится, что Йоласвейнаров было 20, но двое самых младших близняшек умерли ещё в колыбели. Всего записано около 80 имён братьев и даже сестёр. Матерью их считали великаншу-людоедку Грилу, которая похищала непослушных и капризных детей, а отцом — лежебоку Леппалуди (Leppalúði). Согласно фольклорным данным, Йоласвейнары или Йольские Парни живут в одной пещере с отцом, матерью и огромным чёрным Йольским Котом, который ходит по городам и весям вместе с Йоласвейнарами и съедает тех лентяев, кто не обзавёлся шерстяной обновкой к Святкам. Йоласвейнары обычно приходят со стороны гор, хотя в отдельных местностях могут явиться со стороны моря.

В 1932 году в книге «Йоль идёт» (Jólin Koma) исландский поэт Йоуханнес из Катлара (Jóhannes úr Kötlum) опубликовал стихотворение «Jólasveinarnir». Йоуханнес обратился к сказочным образам Рождества из исландского фольклора и, благодаря своей популярности, «официально» утвердил Йоласвейнаров в количестве тринадцати персонажей. Все они имеют описательные имена, которые передают их образ действия. В XX веке они стали особенно популярны как дарители небольших рождественских подарков в течение 13 дней предшествующих Сочельнику, послушным детям эти подарки клались в башмаки, выставляемые на подоконники, для башмаков непослушных детей припасались камень, кусок угля или картофелина.

В наше время Йоласвейнары иногда изображаются в традиционном костюме Санта-Клауса, но обычно — в позднесредневековой исландской одежде.