Найти тему
Азбука Света

Метрополитен не заботится о нашем здоровье: частые ошибки освещения станции

Оглавление

С точки зрения освещения можно выделить 4 группы станций : классические, типовые, современные и проектируемые.

Классические станции

Подземные дворцы, московские достопримечательности и толпы туристов с фотоаппаратами.

Освещение в классическом помпезном стиле: красивые люстры, бра и скрытая подсветка

-2

Технически светильники устарели, но замена должна происходить с большой осторожностью и исключительно светотехниками. Иначе, красота останется в истории и на фотографиях туристов.

-3

Типовые станции

Или станции мелкого заложения. Строили открытым способом в то время, когда скорость стройки была важнее внешнего вида.

-4

Строя станции по принципу: "Лучше построить как-то, чем совсем никак" о светодизайне никто не думал. Да и слово-то, буржуйское.

-5

Изменения в освещении проводятся планово: старый свет меняют на светодиоды, если в этом есть необходимость. Все как во времена строительства этих станций.

-6

Современные станции

Власти решили вернуть уникальность в московское метро и оформление станций отдали архитекторам.

-7

Освещение в них играет большую роль: качественные светильники и уникальные световые конструкции.

-8

Светодиодные светильники здесь в приоритете, так как срок их эксплуатации составляет несколько тысяч часов. Наконец-то "красиво" идет в паре с "выгодно".

-9

Проектируемые станции

Будут построены в ближайшие 5 лет, но уже сейчас есть их визуализации.

-10

Оформлением занимаются молодые архитекторы, которые выиграли открытый городской конкурс.

-11

Станции строятся, но световое решение в дизайн-проектах вызывают восторг. Главное, чтоб правильно выбрали поставщиков светильников и реальность не отличалась от визуализации.

-12

Лучшая и худшая классическая станция

Лучшая - Электрозаводская Арбатски-Покровской линии

-13

Станцию открыли в 1944 году и была удостоена Сталинской премии. Но не это в ней самое прекрасное.
Дизайн станции и подчеркивает ее название. Казалось бы, станция для работников завода (тогда она называлась "Завод им.Куйбышева"), но в потолке вмонтировано более 300 ламп.
Кстати, в 2008 году их заменили на энергосберегающие.

Худшая - Краснопресненская Кольцевой линии

-14

Кольцевая, пересадочная станция, через которую каждый день проходит 39 000 человек. оригинальными бронзовыми люстрами с шестью плафонами в каждой.
Характеризуется одним словом - Подземка. Тусклые лампочки теплого цвета по центру, с торцов разноцветные люминесцентные трубки незащищенные от внешнего воздействия.
Центр станции марчный, а зоны переходов аляпистые, Освещение, как в больнице и никаких приятных эмоций не вызывает. Хотя нет, одно желание возникает: покинуть станцию и пожелать метрополитену больше средств для модернизации освещения.

Лучшая и худшая типовая станция

Лучшая - Сходненская Таганско-Краснопресненской линии

-15

Первая односводчатая станция Москвы с преобладающим мягким нейтральным светом.
Белый цвет потолка и люминесцентные лампы делают эту станцию простой и светлой в любое время суток. Ничего необычного, но находиться внутри приятно и видимость в разы лучше некоторых станций метро в центре Москвы.

Худшая - Все остальные

-16

Это оказалось не выполнимой задачей - выбрать худшую станцию эпохи "пятиэтажек".
Освещение в них выполнено по принципу: очень много дешевых ламп. Выглядят некрасиво, мерцают, перегорают, замена приводит к разноцветному свечению. Их давно пора менять на более современные и менее капризные светодиодные аналоги. При этом сделать это можно творчески, как в современных офисах и торговых центрах: с помощью плоских фигур из светильников, световых полотен или колонн.
Было бы желание, а способ найдётся.
Вторая ошибка - "туннельный эффект". Он получается, когда светильник светит вниз, делая потолок тёмным. Как у бабушки в кладовке - страшно и некомфортно. Зато подходит для съемок триллеров или российских арт-хаусов.

Лучшая и худшая современная

Лучшая - Тропарево Сокольнической линии

-17

Эта станция ассоциируется у жителей с парком Тропарево. Неудивительно, что и освещение выполнено в том же стиле.
По центру установлены деревья, тонкие светодиодные светильники необычной формы - это листва. Есть дополнительные прожектора, светящие в потолок. Они создают эффект переотражения и это завораживает. Турникеты освещает панно, напоминающее переплетение стволов деревьев.
Это очень оригинальное решение архитекторов. Хочется побольше таких станций метро.

Еще одна Лучшая - Новопеределкино Солнцевский линии

-18

Она была открыта в 2018 году. Оформлена под убранство теремов старой Москвы.
Главным украшением "Новопеределкино" стали узорчатые плафоны, которые рассеивают свет и расширяют подземное пространство.
Нравится идея необычных световых колонн с орнаментом. И то, что внутри световых панелей есть светодиодные излучатели, которые могут менять цвета.

Худшая из современных - Беломорская Замоскворецкой линии

-19

206 станция по счету построена в 2018 году. Хотя ее планировали построить еще в 50-х годах, может быть это дало свой отпечаток.
На освещении сэкономили. Свет падает вниз, делая высокий потолок практически чёрным. Ощущение, что находишься в техническом помещении или большой вентиляционной камере.

-20

Светодиодные ленты на тёмно-синем потолке вестибюля по задумке проектировщиков должны создавать эффект северного сияния. Только выглядит все это довольно странно... Может быть отдел закупок не видел сияние?

Лучшая и худшая спроектированная

Лучшая - Кленовый бульвар Большой кольцевой линии

-21

Год открытия 2023 год. Что же, ждать осталось не так долго.
В проекте прекрасно все: и плавный современный дизайн в стиле хайтек, и перфорированные металлические листы со скрытым источником света, и освещение перронов линейными светильниками по контуру, разделяющими станцию на классический «белый верх, чёрный низ», и стильная светодиодная люстра в виде кольца в основании эскалаторного подъема.
Очень надеемся, что город не будет экономить на материалах и станция не потеряет свой стиль.

Худшая - Ржевская Большой кольцевой линии

-22

Хорошая идея с арками, но архитектор явно не знает как работать со светом.
На картинках изображены равномерные световые полотна, прямо в потолке станции. Это вымысел, в реальности так сделать не получится: стыки светить не умеют. Грильято (это неразрывные световые полосы) - устаревшие решение. В реальности будут видны стыки, кривые линии и видимые недоработки потолка.
Также большой проблемой обслуживание: потребуется демонтировать панели и ставить их обратно за несколько часов ночью, чтобы к утру всё выглядело целым.

Итог:


Московский метрополитен = большой поток людей. Каждую секунду, минуту: поднимаются, спускаются, спешат, ждут, разбираются с указателями и фотографируют.

Правильное освещение станций- это безопасности пассажиров и сотрудников. Вы же все знаете, что машинисты поездов раньше выходят на пенсию из-за "вредности" своей профессии. Светильники- это первое, на чем нельзя экономить при строительстве нового объекта, а уж если говорить о старых, то тут и подавно пора много чего менять. И напоследок, многие туристы РЕАЛЬНО осматривают московское метро, как одну из достопримечательностей города. Соответственно, чем больше туристов, тем больше в казне метрополитена средств для поддержания достойного уровня освещения.