Найти тему
Akatck

Несколько слов про Тибет и Тибетских монахов.

Тибет — последний очаг некогда великого древнего государства Шанг-шунг, чье влияние простиралось на тысячи километров с запада на восток и с юга на север. Суровая природа Тибета, где человек ежедневно был вынужден бороться за свое существование, сделала тибетцев отличными воинами — сильными, выносливыми, бесстрашными.

Объединенные в VI–VII веках царями Надери Сронцзаном и Сронцзаи Гампо, ранее разрозненные тибетские племена хлынули на плодородные и богатые земли древнего Китая, громя китайские войска и поражая всех китайских военачальников своим воинским умением и дисциплиной.

Сила и знание были в те далекие века на стороне тибетцев. Ведь в отличие от китайцев, считавших себя «Срединной Империей» и презиравших остальные культуры, тибетцы всегда были открыты к знаниям других народов. А учиться-то им было у кого! Тибетское государство находилось в то далекое время на пересечении трех древнейших цивилизаций: индийской, китайской и зороастрийской (среднеазиатской), знания которых и по сей день вызывают восхищение.

Как же боевые искусства перетекали из Индии в Тибет, а оттуда в Среднюю Азию и наоборот? Все дело в том, что через Тибет проходили оживленные торговые маршруты, по которым шли не только купеческие караваны, но и великие Учителя и ученые древности. А границы Тибетской империи простирались от долины Верхней Янцзы на востоке до гор за озером Манасовар на западе. Так, Тибетская империя граничила и с тюркскими племенами на Севере и с гималайскими границами Индии на юге. Шел обмен и боевым опытом.

Так, воины Тибета учились у индийских воинов-кшатриев, а конники Средней Азии учились у воинов Тибета, получивших знания в том числе и от китайских полководцев, родоначальников научного подхода к стратегии и тактике ведения войны.

Благодаря такому обмену знаниями различные воинские традиции, взаимопроникая и обобщаясь, породили уникальные системы психофизических практик, получивших в наше время общее название «Тибетская тантра».

Не удивительно, что, имея такой мощный теоретический и практический фундамент как к стратегии ведения боя, так и в психофизической подготовке своих воинов, тибетские военачальники одерживали одну победу за другой, пока к их ногам не пала и сама древняя столица Китая — город Чанган.

После падения Чангана началось усиленное взаимопроникновение тибетской и китайской культур. Из Китая в Тибет пришли такие фундаментальные философско-практические понятия как «пять первоэлементов», «восемь триграмм», а также методы иглотерапии и многое-многое другое. Разумеется, Тибет не только брал, но и отдавал. Китаю и Средней Азии он давал возможность почерпнуть знания из сокровищницы индийской культуры. В первую очередь эти знания были связаны с йогическими индийскими практиками управления человеческим сознанием, энергией и телом, которые являются основой Ваджраяны (Алмазной Колесницы) — наиболее эзотерической из буддийских традиций.

Часто в истории бывает так, что с годами победители становятся побежденными.

В начале XIII века в Тибет вторгается армия Чингисхана…

И хотя монголы легко завоевывают ослабленный междоусобными войнами Тибет, однако они не находят там не только каких-либо сокровищ, но даже и пищи для своих лошадей и воинов. Так и потеряла победоносная монгольская армия в Тибете десятки тысяч своих солдат без всяких сражений: голод и холод косили захватчиков надежнее всякого оружия.

И именно в этот момент, когда монголы покидали Тибет, умирая на заснеженных горных тропах, мудрые тибетцы предложили им свои истинные сокровища — учителей-лам. За всю историю человечества такое случилось лишь однажды: покоренное государство заплатило дань государству-завоевателю не золотом и имуществом, а учеными монахами!

Прошло всего каких-нибудь десять лет, и монголы не только приняли буддизм Варжраяны, но и стали главными покровителями и «спонсорами» Тибета. Таким образом, опираясь на поддержку монголов, тибетские Учителя начали активное распространение своего учения везде, где ступали копыта лохматых монгольских коней.

Так буддийские храмы, сначала в виде передвижных юрт, а затем и в виде стационарных строений, появились за тысячи километров от Тибета: от Амура до Дона. Древние статуэтки с тибетской символикой найдены даже на территории современной Восточной Украины!

Наиболее существенный вклад в создание оригинальной тибетской боевой йоги внес выдающийся тибетский лама — Ютог Йондан Гонпо (1112–1203), поставивший перед собой задачу обобщения в рамках единой боевой системы всего накопленного столетиями опыта тибетских воинов и врачей. Итогом его многолетнего труда стал монументальный четырехтомный трактат, объединивший в единую структуру знаний индийские, китайские и тибетские методы боевой подготовки, диагностики и лечения заболеваний, получивший название «Сердце Амриты», который сегодня специалисты называют трактатом «Чжуд-Ши», что в переводе означает «Четыре Тантры».

На базе системы «Чжуд Ши» в нынешнем веке была выпущена обширная тибетская медицинская литература по самым различным разделам медицинской науки — от анатомии до хирургии.