Найти тему
ТРИФОЛЬ

Необычное использование стекла в современном интерьере . Примеры и немного истории

Оглавление

Стекло прочно вошло в нашу обыденную жизнь и не удивляет давно уже ни кого
Стекло прочно вошло в нашу обыденную жизнь и не удивляет давно уже ни кого

Просто не могу начать эту заметку без небольшого экскурса в историю. Сегодня нас стекло окружает в самых разных областях. Просто оглянитесь вокруг! Окно, дверь, очки, флакон для духов, украшения, бокал, ваза , стекло на картине в раме...

Это только то, что прямо сейчас мне попалось на глаза! Мы уже настолько привыкли к этому материалу, что просто не представляем себе а как же может быть без него. Но что меня поражает, в строительстве активно стекло применяется человеком лишь с конца 19 столетия. Стало возможным массовое производство стекла благодаря изобретению печей Сименса-Мартина и заводскому производству соды. До тех пор конечно было промышленное производство этого материала .

Витражи миланского Дуомо. такие витражи пожалуй первое что приходит на ум при упоминании истории художественного стекла
Витражи миланского Дуомо. такие витражи пожалуй первое что приходит на ум при упоминании истории художественного стекла

И очередной расцвет стекольной промышленности приходится на XIII век и имеет адрес, очень понятный нам даже сегодня. Остров Мурано. Муранское стекло такое же привычное для современного слуха словосочетание как и швейцарские часы, финская баня или, простите уж, русская водка. В средневековье стекло это прежде всего волшебные витражи. Неоднородное по толщине, чуть истонченное к краям, с пузырьками воздуха и несколько неравномерной прозрачностью такие стекла преломляли свет красиво и живо.

В XVII веке во Франции появляется технология изготовления и шлифования больших зеркальных стекол.

Тогда же считается, что появились и первые оконные стекла. Но были они все еще большой редкостью. Так как я свой экскурс в историю веду задом наперед, то самое время сказать, что важной вехой в становлении стекольной отрасли был период расцвета Римской империи. Она и развивалась параллельно и пришла в упадок с распадом великой империи.

На рубеже новой эры, приблизительно, научились выдувать длинные стеклянные трубки, как бы раскрывать их и делать плоские стекла. И вот именно такой способ производства плоского художественного стекла сохранялся вплоть до 1900 годов. Почти 2 тысячелетия!

Понятно, что из ничего ни чего не рождается. И римляне познакомились с производством стекла благодаря завоеваниям Египта. Самые древние известные сегодня образцы стеклянных изделий обнаружены именно в Египте. И возраст, страшно подумать, приблизительно 12 тысяч лет. И отмечу, что изделия из стекла, возраст которых датируется около 2 тысячелетия до н. э., найдены так же в Индии, Китае, Японии, Корее. Таким образом, до нашей эры на протяжении тысячелетий стекло было фактически эксклюзивным, наверно можно сказать ювелирным, материалом. Далее на протяжении немногим меньше двух тысяч лет становится дорогим штучным в том числе отделочным материалом. И лишь с конца ХIХ века применяется в строительстве так как мы сегодня себе это представляем.

Оно уже не только несет декоративные функции, но и решает ограждающие задачи.

В самом центре Милана рядом с Дуомо находится эта прекрасная галерея. Проходя по ней, не понимаешь то ли ты идешь по улицам идеального города, то ли по покоям дворца. В данном случае у стекла главная функция - ограждающая
В самом центре Милана рядом с Дуомо находится эта прекрасная галерея. Проходя по ней, не понимаешь то ли ты идешь по улицам идеального города, то ли по покоям дворца. В данном случае у стекла главная функция - ограждающая
Украшение потолка в одном из отелей Лас Вегаса. Огромные роскошные цветы. Очень декоративно
Украшение потолка в одном из отелей Лас Вегаса. Огромные роскошные цветы. Очень декоративно
Эта фотография не передает и десятой доли впечатления от потолка. Но даже тут видно как цветные стекла, накладываясь друг на друга, подобно акварели создают новые оттенки и глубину
Эта фотография не передает и десятой доли впечатления от потолка. Но даже тут видно как цветные стекла, накладываясь друг на друга, подобно акварели создают новые оттенки и глубину

Самое время вернуться к современному использованию стекла в строительстве .

Я умышленно не стану перечислять те примеры, которые мы сразу находим в сети, набрав нужный набор слов в поисковой строке. Приведу лишь примеры, которые на мой взгляд, не очевидны или не очень популярны. А так же несколько решений, которые я использовала в своей практике.

Итак первая задача стекла - ограждать пространство дома от непогоды, посторонних звуков и непрошенных гостей, пропуская солнечный свет.

Прекрасный, несколько дискредитированный в советские годы, строительный материал, стеклоблоки. Производится методом прессования.

Парижские апартаменты Ле Корбюзье. Остекление за рабочей поверхностью работает как плафон, давая максимум естественного света именно там, где это более всего необходимо. Фото Оля Рябова
Парижские апартаменты Ле Корбюзье. Остекление за рабочей поверхностью работает как плафон, давая максимум естественного света именно там, где это более всего необходимо. Фото Оля Рябова

В качестве примера привожу фотографии уфимского архитектора Ольги Рябовой, сделанные на экскурсии по парижской квартире одного из самых знаковых архитекторов ХХ века Ле Корбюзье.

Стекло в этом доме работает на 100 %. это и окна, и двери, и ограждения лестниц, и стены, и потолки. Фото Оля Рябова
Стекло в этом доме работает на 100 %. это и окна, и двери, и ограждения лестниц, и стены, и потолки. Фото Оля Рябова

Фотографии непрофессиональные, призваны лишь запечатлеть нюансы и сохранить в памяти важные моменты. Тем и ценны, что сделаны архитектором и не постановочны.

В одной плоскости разные по структуре, но единые по стилю стекла. Фото Оля Рябова
В одной плоскости разные по структуре, но единые по стилю стекла. Фото Оля Рябова

Интересно то, как Ле Корбюзье сочетает разные стекла. Гладкие, рифленые, армированные, причем с разной ячейкой армирования. Стекла плоские соседствуют со стеклоблоками, бетоном и деревом.

Красивая структура стеклоблоков. И, заметьте, открыты все трубы. Чистый функционал. Фото Оля Рябова
Красивая структура стеклоблоков. И, заметьте, открыты все трубы. Чистый функционал. Фото Оля Рябова

Пространство сложное, гармоничное и невероятно демократичное и функциональное. Стекло в нем активный полноценный инструмент. Мастер показывает как используемый материал в каждом конкретном случае предельно функционален.

Цветное стекло - как же без него?! Фото Оля Рябова
Цветное стекло - как же без него?! Фото Оля Рябова

Другой пример - необычное заполнение проема стеклянными трубками. Этот снимок сделан уфимским дизайнером Василием Бесяриным в реконструируемом здании фабрики в Уфе. Сам проем существенно обветшал, как видно по снимку, но трубки, да еще некоторые цветные, очень необычны и интересны.

Такое заполнение проема удивительно как сохранилось в наше время. Фото Василий Бесярин
Такое заполнение проема удивительно как сохранилось в наше время. Фото Василий Бесярин

Другое нестандартное применение стекла покажу на примере интерьера уже на своем объекте.

Частный интерьер квартиры. Проект и шефмонтаж мои
Частный интерьер квартиры. Проект и шефмонтаж мои

Для того, чтобы зрительно увеличить пространство узкой проходной комнаты, убрать визуальное давление стен, мы облицевали одну стену окрашенным с тыльной стороны стеклом. Не смотря на кажущуюся простоту, я решала тогда несколько технических вопросов.

Чтобы подобрать нужный оттенок, делали много выкрасов и смотрели их непосредственно на объекте
Чтобы подобрать нужный оттенок, делали много выкрасов и смотрели их непосредственно на объекте

Необходимо было точно подобрать цвет наносимой краски. Красили стекла в автомобильной мастерской для достижения идеальной плоскости. Ведь поверхность воспринимается очень близко, и любая пылинка испортила бы впечатление. Стекло должно быть белым. Если мы посмотрим на обычное, например, оконное стекло с торца, то увидим легкий зеленоватый оттенок. Так вот в данном случае он был совершенно не нужным. Стекло заказывали специально. И, наконец, я подобрала такой раскрой по стене, что бы швы гармонично смотрелись, с одной стороны, и было реально смонтировать такие большие листы, с другой.

Частный интерьер. Художники по стеклу Новиков Герман и Петриков Алексей. Мастер по дереву Владимир Игнатченко
Частный интерьер. Художники по стеклу Новиков Герман и Петриков Алексей. Мастер по дереву Владимир Игнатченко

На другом примере совместно с прекрасными художниками Алексеем Петриковым и Германом Новиковым мы создали витраж "Волна", одновременно разделяющий и объединяющий помещения столовой и общей комнаты. Сложнейшую работу по дереву исполнил Владимир Игнатченко.

Частный интерьер. В изголовье кровати использовано цветное стекло. Но это уже не привычный витраж, где стеклышки соединены между собой тягами. В данном случае использовалась техника фьюзинг
Частный интерьер. В изголовье кровати использовано цветное стекло. Но это уже не привычный витраж, где стеклышки соединены между собой тягами. В данном случае использовалась техника фьюзинг