Просто не могу начать эту заметку без небольшого экскурса в историю. Сегодня нас стекло окружает в самых разных областях. Просто оглянитесь вокруг! Окно, дверь, очки, флакон для духов, украшения, бокал, ваза , стекло на картине в раме...
Это только то, что прямо сейчас мне попалось на глаза! Мы уже настолько привыкли к этому материалу, что просто не представляем себе а как же может быть без него. Но что меня поражает, в строительстве активно стекло применяется человеком лишь с конца 19 столетия. Стало возможным массовое производство стекла благодаря изобретению печей Сименса-Мартина и заводскому производству соды. До тех пор конечно было промышленное производство этого материала .
И очередной расцвет стекольной промышленности приходится на XIII век и имеет адрес, очень понятный нам даже сегодня. Остров Мурано. Муранское стекло такое же привычное для современного слуха словосочетание как и швейцарские часы, финская баня или, простите уж, русская водка. В средневековье стекло это прежде всего волшебные витражи. Неоднородное по толщине, чуть истонченное к краям, с пузырьками воздуха и несколько неравномерной прозрачностью такие стекла преломляли свет красиво и живо.
В XVII веке во Франции появляется технология изготовления и шлифования больших зеркальных стекол.
Тогда же считается, что появились и первые оконные стекла. Но были они все еще большой редкостью. Так как я свой экскурс в историю веду задом наперед, то самое время сказать, что важной вехой в становлении стекольной отрасли был период расцвета Римской империи. Она и развивалась параллельно и пришла в упадок с распадом великой империи.
На рубеже новой эры, приблизительно, научились выдувать длинные стеклянные трубки, как бы раскрывать их и делать плоские стекла. И вот именно такой способ производства плоского художественного стекла сохранялся вплоть до 1900 годов. Почти 2 тысячелетия!
Понятно, что из ничего ни чего не рождается. И римляне познакомились с производством стекла благодаря завоеваниям Египта. Самые древние известные сегодня образцы стеклянных изделий обнаружены именно в Египте. И возраст, страшно подумать, приблизительно 12 тысяч лет. И отмечу, что изделия из стекла, возраст которых датируется около 2 тысячелетия до н. э., найдены так же в Индии, Китае, Японии, Корее. Таким образом, до нашей эры на протяжении тысячелетий стекло было фактически эксклюзивным, наверно можно сказать ювелирным, материалом. Далее на протяжении немногим меньше двух тысяч лет становится дорогим штучным в том числе отделочным материалом. И лишь с конца ХIХ века применяется в строительстве так как мы сегодня себе это представляем.
Оно уже не только несет декоративные функции, но и решает ограждающие задачи.
Самое время вернуться к современному использованию стекла в строительстве .
Я умышленно не стану перечислять те примеры, которые мы сразу находим в сети, набрав нужный набор слов в поисковой строке. Приведу лишь примеры, которые на мой взгляд, не очевидны или не очень популярны. А так же несколько решений, которые я использовала в своей практике.
Итак первая задача стекла - ограждать пространство дома от непогоды, посторонних звуков и непрошенных гостей, пропуская солнечный свет.
Прекрасный, несколько дискредитированный в советские годы, строительный материал, стеклоблоки. Производится методом прессования.
В качестве примера привожу фотографии уфимского архитектора Ольги Рябовой, сделанные на экскурсии по парижской квартире одного из самых знаковых архитекторов ХХ века Ле Корбюзье.
Фотографии непрофессиональные, призваны лишь запечатлеть нюансы и сохранить в памяти важные моменты. Тем и ценны, что сделаны архитектором и не постановочны.
Интересно то, как Ле Корбюзье сочетает разные стекла. Гладкие, рифленые, армированные, причем с разной ячейкой армирования. Стекла плоские соседствуют со стеклоблоками, бетоном и деревом.
Пространство сложное, гармоничное и невероятно демократичное и функциональное. Стекло в нем активный полноценный инструмент. Мастер показывает как используемый материал в каждом конкретном случае предельно функционален.
Другой пример - необычное заполнение проема стеклянными трубками. Этот снимок сделан уфимским дизайнером Василием Бесяриным в реконструируемом здании фабрики в Уфе. Сам проем существенно обветшал, как видно по снимку, но трубки, да еще некоторые цветные, очень необычны и интересны.
Другое нестандартное применение стекла покажу на примере интерьера уже на своем объекте.
Для того, чтобы зрительно увеличить пространство узкой проходной комнаты, убрать визуальное давление стен, мы облицевали одну стену окрашенным с тыльной стороны стеклом. Не смотря на кажущуюся простоту, я решала тогда несколько технических вопросов.
Необходимо было точно подобрать цвет наносимой краски. Красили стекла в автомобильной мастерской для достижения идеальной плоскости. Ведь поверхность воспринимается очень близко, и любая пылинка испортила бы впечатление. Стекло должно быть белым. Если мы посмотрим на обычное, например, оконное стекло с торца, то увидим легкий зеленоватый оттенок. Так вот в данном случае он был совершенно не нужным. Стекло заказывали специально. И, наконец, я подобрала такой раскрой по стене, что бы швы гармонично смотрелись, с одной стороны, и было реально смонтировать такие большие листы, с другой.
На другом примере совместно с прекрасными художниками Алексеем Петриковым и Германом Новиковым мы создали витраж "Волна", одновременно разделяющий и объединяющий помещения столовой и общей комнаты. Сложнейшую работу по дереву исполнил Владимир Игнатченко.