Найти в Дзене
Islam News

Дьякон Андрей Кураев раскрыл политическую составляющую в канонизации святых

Известно, что среди верующих различных конфессий распространена практика почитания святых. Их молитвенно призывают на помощь в качестве ходатаев и заступников пред Богом. У мусульман святость зависит от субъективного восприятия, поэтому в отношении того или иного персонажа могут существовать абсолютно разные, порой диаметрально противоположные точки зрения. В христианской же традиции (за исключением протестантов) существует официально оформленный институт святых, канонизация которых происходит самими представителями церкви.

О том, какими мотивами может быть обусловлена канонизация, рассказал дьякон Андрей Кураев в беседе с блогером Николаем Солодниковым. Священник поведал, что в свое время сорвал причисление к лику святых митрополита Никодима Ротова, инициированное главой РПЦ патриархом Кириллом, за что и оказался в немилости у руководства Московской патриархии.

Со слов Андрея Кураева, в самый разгар скандала вокруг Казанской епархии, он получил приватное сообщение от одного из своих подписчиков.

«На фоне шумихи в конце декабря 2013 года приходит ко мне письмо, в котором человек пишет: мне непонятно, что происходит, я сам гомосексуалист, пожилой человек, но при этом я достаточно православный человек. Меня удивляет, почему патриарх Кирилл так жестко осуждает гомосексуализм. Ведь он же ученик митрополита Никодима. А вся ленинградская гей-тусовка 70 годов знала, что это наш человек», – рассказал Кураев.

По его словам, публикация этого письма вызвала бурную реакцию.

«Был приступ патриаршего гнева, буквально с топанием ногами на ректора (Московской духовной академии) архиепископа Евгения с требованием меня убрать. То есть поводом для разрыва было именно это, а не казанская история как таковая. Потом мне пояснили мои инсайдеры из патриархии, что патриарх Кирилл готовил канонизацию Никодима. Я ее сорвал. У него была своя игра далекоидущая», - сказал священник.

Кураев пояснил, что отбор для канонизации в святые происходил не на основе качеств «кандидата», а по соображениям выгоды для религиозной организации: «то, что полезно для церкви, то и для него (патриарха)».

«Для него полезно считаться любимым учеником святого человека, – пояснил дьякон. – Плюс к этому – фундамент его собственной канонизации. Он считает, что для церкви полезно вот это. Поэтому он хотел оставить церковь в руках своего ученика и преемника, продолжателя того курса, которым патриарх Кирилл вел церковь. А для этого нужно, чтобы под него был подложен мощный авторитетный фундамент в виде двух святых – Никодима и его самого».

Судя по столь откровенному признанию изнутри самой Церкви, нет никакой гарантии того, что, наделение святостью того или иного персонажа в любой религиозной традиции, не имеет под собой конъюнктурных целей и мотивов.