Поговорим о пережитках тоталитарного прошлого.
Мне всегда было непонятно, как определить, скажем, инвалида или пенсионера, которым по российским «нормативам» полагается уступать места в транспорте? В моей семье есть инвалид. Так вот по нему не видно, что он инвалид, а как следствие с ним постоянно происходят «курьёзные» ситуации. Ну, например, он занял место в транспорте, к нему тут же подходит какая-нибудь сумасшедшая пенсионерка и дурным голосом начинает на него кричать, обвиняя его в том, что он занял неположенное ему место, что он не имеет права сидеть, и начинает прогонять его с места. За неё тут же вступается самая агрессивная и не шибко интеллектуальная часть людей из толпы, которой даже в голову не приходит мысль о том, что пенсионерка может быть не права. Вот и скажите мне, разве это не идиотизм?
А теперь ответьте мне, откуда берется этот идиотизм? Правильно, из ментальных установок и предписаний, одно из которых, например, требует от граждан «уступать места инвалидам, лицам пожилого возраста и пассажирам с детьми». Но зачем постоянно и всюду об этом напоминать, писать на табличках, озвучивать голосом диктора в транспорте? Зачем так психологически давить на людей, зомбировать их, как стройотряд в армии или концлагере? Может быть, каждый сам для себя будет решать, кому, что и когда он будет или не будет уступать, а? Или нам постоянно тоталитарным алгоритмом надо указывать, как рабам, что и как нам следует делать и как следует жить?
А если кому-то действительно, без показухи, так хочется заботиться об отдельных категориях людей, так может быть кому-то уже, наконец, сделать пандусы по всей стране, как это давно сделано во всём цивилизованном мире, и решить проблему с переполненностью транспорта? Пускать не три автобуса, трамвая, троллейбуса в час, а десять? Электрички запускать не с интервалами по полчаса, а каждые 5 минут, увеличить и продлить их состав? В общем, начать делать реальные дела, а не трепать языком, как при старом режиме, об «устпуке мест»?
Вот в США вы нигде не увидите табличек о необходимости уступки мест в транспорте. В странах Западной Европы то же самое. И автобусы в США почему-то не переполнены. И если пожилому человеку там ещё могут уступить место, то женщине 100 % нет. Почему? Потому что равноправие. Мужчины и женщины равны. Более того, если американский мужчина попробует уступить место женщине, она оскорбится и даже может обвинить его в дискриминации. Почему же на постсоветском пространстве до сих пор такой домострой в правах? И кто сказал, что половая принадлежность определяет степень усталости, болезни человека или вообще должна давать какие-то привилегии?
Почему этих привилегий нет на работе, нет в зарплатах и пенсиях, но они должны быть в транспорте? Впрочем, этот же вопрос относится и к пенсионному возрасту. Мне непонятно, почему половая принадлежность в России до сих пор определяет возраст выхода на пенсию? Это невозможно достойно аргументировать. Ни с точки зрения медицины, ни с точки зрения науки это никак не обосновано.
А вот рассказ одного российского курьера (взят из сети):
«Я работаю курьером, и мне часто приходится бывать в бюджетных организациях. Чаще всего в приемных меня встречают пожилые дамы, которые чувствуют себя королевами положения и пытаются самоутвердиться за счет посетителей. Сколько раз я простаивал в ожидании, когда они допьют чай и соизволят принять у меня конверт. Поэтому у меня нет никакого желания «усаживать» их в метро. Днем я за ними бегал – теперь пусть они в час пик постоят надо мной в транспорте».
То есть речь идёт об элементарном неуважении друг к другу. Если тебя не уважают, почему ты должен уважать этих людей в ответ? Народная поговорка: как аукнется, так и откликнется.
Ну, а зачастую причины неуступки мест кроются в банальном плохом самочувствии, усталости или, как уже было мною выше замечено, в невозможности понять обоснованность сего действа. Для меня, например, является очевидным, что соглашаясь с более поздним возрастом выхода на пенсию или уступкой мест в общественном транспорте только из-за половой принадлежности, вы поощряете дискриминацию и средневековье в стране. И не надо никогда давить на людей, тем более в чем-то их обвинять, если вы не хотите оказаться в глупой ситуации, описанной мною в самом начале этой статьи.