Желтым может стать любой автомобиль, даже если он синий, красный или зеленый, потому что это не цвет кузова, а специальное внутреннее обозначение. Что оно в себе скрывает, и какие плюсы - минусы для нас, покупателей?
История это не только наша, а можно сказать международная. Поскольку автомобильный рынок стал глобальным, то особенности и методы продаж кочуют из страны в страну. Различается только способы и ответственность.
Прежде чем обсуждать наших дилеров, заглянем за океан, чтобы понимать масштабы происходящего. В Соединенных Штатах в отношении немецкого производителя BMW проводится расследование Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), своеобразного американского полицейского на фондовом рынке. Производитель подозревается в манипулировании своими продажами в США. В чем суть дела? Если коротко, BMW отчитывалось о "как бы проданных" автомобилях, которые на самом деле все еще находилась на автостоянках дилеров. Причем комиссия зацепилась за подменные автомобили, которые выдавались клиентам на время капитального ремонта их авто. И даже такое нарушение они посчитали значительным. Нам бы их проблемы.
Почему это так важно? Дело в том, что любая компания стоит ровно столько, во сколько ее оценивают на бирже. Если дела и продажи у автопроизводителя хорошие, то инвесторы спокойно вкладывают свои деньги в акции компании. Но если тренд идет на понижение, то от рисковых активов стараются избавиться. График продаж, как кардиограмма больного. Каждый сбой в ритме приводит в волнение. Вот чтобы этот ритм был стабильным, при не очень стабильных или провальных продажах, производители пытаются манипулировать результатами своих успехов, по нашему - "рисуют себе продажи". За океаном такие выходки строго наказываются, к примеру за аналогичные факты Fiat-Chrysler был оштрафован на 40 миллионов долларов .
Да что нам Америка со своими биржами и акциями, у нас своих проблем хватает. Одна из них, это падающий уже несколько лет подряд автомобильный рынок. Продажи буксуют, реальный спрос падает, денег у населения больше не становится, а машины дорожают и дорожают. При этом для дилеров никаких поблажек на местные условия, планы могут только расти, снижение даже не обсуждается. Производители так выстраивают финансовые отношения со своими дилерами, что прибыль получаемая с кузова все меньше и меньше, а ее значительная часть выплачивается в виде различных бонусов. Но получать бонусы при этом все сложнее и сложнее, ведь главное условие, это выполнение планов продаж.
И вот здесь возникают наши загадочные "желтые машины". Смысл этого термина очень прост. Ради получения бонусов автодилеры включают в свои отчеты о продажах автомобили, еще находящиеся на собственных складах. Раньше в таблицах такие автомобили выделяли желтым цветом, от этого и пошло - "желтить."
Справедливости ради, надо сказать, что это явление не носит массового характера и очень многие официальные продавцы обходятся без подобных манипуляций. Повально всех "чернить" не будем, но часть брендов строит работу на подобной отчетности. Эта схема таит в себе риски не только для продавцов, но и для обычных покупателей, об этом чуть ниже, а сейчас постараемся ответить на вопрос, почему сами производители не пресекут разом такие технологии.
Если посмотреть со стороны, не вникая в суть, то у этого явления есть простые синонимы - приписки, подлог, обман, введение в заблуждение, сокрытие правды, подтасовка фактов. Невинная на первый взгляд практика получения бонусов имеет вполне точные определения в родном русском языке. Однако а автомобильной отрасли это обычное явление и его не воспринимают как что-то неординарное.
Дело в том, что глобальный автомобильный рынок это бесконечное соревнование, вечный спор гигантов, кто больше. Не важно сколько ты заработал, важно сколько произвел и отпустил штук и какая у тебя доля рынка. Борьба за глобальный пирог идет на десятые и сотые процентов. Регулярно публикуются данные на всех уровнях. Доля в регионе, в стране,в Европе, в мире...
Один из таких рейтингов на основе полученной статистики публикует Ассоциации европейского бизнеса или АЕВ. За места в ее списках и бьются производители. Но есть очень важная деталь, АЕВ публикует рейтинги на основании данных полученных от автопроизводителей, которые в свою очередь получают от своих дилеров. Но это совсем не означает, что все данные автомобили проданы и нашли своих владельцев. Они "отпущены" с центрального склада на места, им присвоен статус "продана клиенту", но на самом деле они продолжают стоять на дилерских площадках.
Верить такой отчетности нельзя, точно знать, сколько реально продано новых автомобилей невозможно. Единственная правда, это количество реальных регистраций в ГИБДД, есть и такая статистика, но производители привыкли состязаться на полях АЕВ. Простым языком, это целая вертикаль маленьких подлогов, которая устраивает всех. Дилер приписал - получил бонус, региональный менеджер закрыл на это глаза, выполнил план - заработал премию, представительство удержало долю или приросло - финансирование от главного офиса и так далее.
Да и деньги от дилера производитель при такой схеме получит гарантированно и может считать прибыль, даже если автомобиль пылится на складе. Выкупать все равно придется, отсрочки не бесконечны.
"Желтые" машины на растущем рынке не такая уж и проблемная вещь. Ну не продались в этом месяце, уйдут в другом. Пара недель погоды не сделает. А если рынок в стагнации, и невыполнение плана перетекает из месяца в месяц? Правильно, склад виртуально проданных машин растет и растет, и недели могу перерастать в месяцы, а месяцы в годы, склады затавариваются.
Для самих дилеров подобный "желтый склад" большая проблема. Как правило, это уже выкупленные автомобили, а значит большая финансовая нагрузка. Каждый день кредитных денег съедает часть прибыли. А желание побыстрее избавиться от таких автомобилей заставляет продавать с большим дисконтом. Еще один нюанс, так как они уже "как бы проданы" то на них не распространяются актуальные акции, например скидки по трейд-ин или другая поддержка производителя.
А как такие "желтые автомобили" сказываются на конечном покупателе? Главный плюс, это возможность купить дешевле. Выкупленный и "условно проданный" автомобиль дилер отдаст даже в себе в убыток. Такие сливы иногда бывают у крупных продавцов. Дополнительно можно получить хорошие подарки в виде резины или различных аксессуаров. Единственный минус, про который необходимо знать, это гарантия. Она начинает действовать, внимание, не с момента, когда вы купили такой автомобиль, а с даты, когда дилер отчитался о ее продаже. Если это было пару недель или месяц назад, не так страшно, а если прошел год?
Можно попасть на дорогой ремонт, думая что автомобиль еще гарантийный, но сделать его бесплатно будет невозможно. Опять же, есть нормальные дилеры, которые понимая такую ситуацию дают клиентам продленную гарантию от себя, понимая, что рисков нет, автомобиль просто стоял и ресурс его не затронут. Но есть и наоборот, продали и забыли, остальное ваши проблемы.
Вот такие они, "желтые машины". Марки и производителей не называю, чтобы не закидали тапками, но уверен себя они узнают. А кто дочитал до конца спасибо, спасибо и за лайки с подпиской.