Скандал 2018 года с утечкой личных данных пользователей FB через компанию Cambridge Analytica не прошел даром. Под давлением американской и европейской общественности соцсеть была вынуждена создать инструмент контроля за персональными данными. Теперь пользователи могут хоть что-то узнать об информации, которую собирает о них Facebook.
28 января 2020 года в соцсети появилась страница «Действия вне Facebook». На ней разъясняется, как FB взаимодействует со сторонним бизнесом по поводу сбора данных о пользователях. На вкладке можно стереть историю своих действий, и это, по идее, означает, что знания о части вашей сетевой жизни Facebook потеряет. Также теперь можно запретить соцсети отслеживать свои действия в будущем.
Но это всё, конечно, не так интересно. Интересней выяснить, а что собственно FB о нас знает? Для этого на той же вкладке предусмотрена возможность скачать массив информации «о действиях вне Facebook».
Автор этих строк, конечно же, воспользовался этой возможностью и обнаружил, что в скачанных файлах содержится и инфа о действиях внутри сети. Например, я смог просмотреть все свои комментарии, начиная с 2013 года. Увидеть все свой лайки, всю личную переписку, историю поисковых запросов и так далее. Увидеть, правильно ли соцсеть определяет мои родственные связи (кое-что она видит).
В новом разделе FB раскрывает, что фиксирует следующие действия на сторонних сайтах:
- открытие приложения,
- вход в приложение через Facebook,
- просмотр контента,
- поиск товара,
- добавление товара в корзину,
- совершение покупки,
- совершение пожертвования.
Но лично меня более всего меня интересовало, какие данные обо мне соцсеть отдает на сторону и кому. Кое-что прояснилось в файле со следующим перечнем: «Рекламодатели, которые загрузили список контактов с вашей информацией, Рекламодатели, которые размещают рекламу с помощью загруженного ими списка контактов, содержащего контактную информацию, которой вы поделились с ними или с одним из их партнеров по передаче данных».
В моем случае в нем оказалось всего 24 компании – в основном из России.
В скачанном массиве содержался файл «Рекламные интересы». Тут тоже было любопытно – как алгоритмы соцсети представляют мои потребительские предпочтения. Ну что сказать? ИИ «Фейсбука» не дурак – почти всё в этом довольно большом списке действительно в той или мере мне интересно. Только порядка 3-5 % пунктов перечня ошибочны, и я толком не понимаю, как они в него попали.
Например, я никогда не вкуривал американский футбол, а он там есть. Единственная гипотеза, которая пришла мне в голову вот какая: по роду профессиональной деятельности я интересуюсь рекламой и музыкой, которая лицензируется для рекламы. И, кажется, я как-то раз любопытствовал по поводу видеороликов, которые транслировались во время одного из финалов американского чемпионата.
Также странно было узнать, что я интересуюсь телевидением (нет), операционной системой Symbian (вот уж точно нет) или, скажем, певицей Селин Дион (что?).
В скачанных файлах были записаны все сайты, на которые я переходил из Facebook за 7 последних лет. Есть отчет о действиях на веб-ресурсах, на которых я прохожу авторизацию через FB.
В файлах, рассказывающих о платежах, у меня пусто, потому что в мой интимный денежный мир я эту соцсеть не допускаю. В файлах, где должны быть сведения о посещенных мною местах, тоже пусто. Понятно, что это вызвано моей личной неравной борьбой с прогрессом – я упрямо не ставлю приложения соцсетей на смартфон.
Думается, среднестатистический пользователь Facebook, у которого приложение этой соцсети все-таки стоит на мобильном устройстве, может узнать о себе гораздо больше интересного, если скачает массив личных данных.
Всем рекомендую этим заняться.
Владимир Лакодин