Вы наверняка тысячу раз слышали или встречали в литературе популярный фразеологизм про медведя, который наступил кому-то на ухо.
Это выражение настолько хорошо прижилось в русском языке, что породило определенный миф о музыкальных способностях. Будто бы существуют какие-то счастливчики с хорошим музыкальным слухом от природы и несчастные создания, не обладающие таковым.
А что же думает про это музыкальная педагогика? И что делать, если вам или вашему ребенку вынесли такой приговор:
У вас нет музыкального слуха.
На самом деле, человек, сказавший эту фразу, вынес приговор самому себе и расписался в собственной некомпетенстности.
- Среди нормально слышащих людей встречается примерно 5% с нарушениями слухового восприятия, когда человек действительно не может различать высоту звука. В этом случае ставится клинический диагноз врачом соответствующей квалификации.
- У всех остальных слышащих людей есть способность отличать звуки по высоте. А значит, что у них есть хоть какой-то музыкальный слух.
Разумеется, у каждого человека будет разная чувствительность к изменениям высоты звука. Это и есть предрасположенность и музыкальные способности. Точнее, лишь небольшая их часть.
- Хорошая новость заключается в том, что остроту восприятия звуков можно натренировать. То есть музыкальный слух развивается в результате занятий и иногда очень быстро.
Чего нельзя сказать о других музыкальных способностях. Чувство ритма, например, поддается изменениям с большим трудом. А строение рук или вокальные данные так и вовсе неизменны.
Существует и такое понятие как абсолютный слух. Вокруг этого словосочетания тоже очень много путаницы и мифологии.
Некоторые люди ошибочно считают, что это какой-то сверхточный слух, который необходим каждому хорошему музыканту.
На самом деле абсолютный слух — это свойство памяти. Люди, обладающие абсолютным слухом, способны постоянно удерживать в долговременной памяти высоту звука. То есть они всегда могут определить на слух любую ноту или спеть её.
При этом погрешность в определении высоты всё же присутствует. Некоторые люди с абсолютным слухом немного «высят», а некоторые — «низят». Как будто их внутренний камертон немного отличается от традиционного в 440 Герц.
В то же время, люди с хорошо развитым относительным музыкальным слухом могут иметь более точное музыкальное интонирование.
То есть абсолютный слух — вовсе не обязательное условие для успешной музыкальной карьеры. По статистике, среди профессиональных музыкантов только 15-20 процентов имеет абсолютный слух. Причем, большинство из них стало «абсолютниками» уже во взрослом возрасте. Скорее всего, это объясняется тем, что высота нот для них из кратковременной памяти перешла в долговременную.
И наконец, говоря о музыкальном слухе, не стоит забывать, что звук имеет несколько характеристик. Высота — всего лишь одна из них.
Помимо высоты у звука есть громкость, продолжительность звучания, тембр, артикуляция. И все эти параметры должны контролироваться слухом.
Проще говоря, недостаточно спеть чистую ноту (ноту конкретной высоты). Нужно сделать так, чтобы эта нота была спета или сыграна красивым тембром, с нужной громкостью и атакой и длилась ровно столько, сколько требуется.
Впрочем, понятие музыкального слуха довольно сложное. В профессиональной литературе вы всегда встретите подробную классификацию. Например, есть еще внутренний музыкальный слух, гармонический слух, полифонический слух и так далее.
Но это уже тема для другой статьи.