Каждый норманист знает – русское государство создано пришельцами с севера и первая княжеская династия была варяжского происхождения. А потому скандинавы всех родов деятельности, купцы, наемники, дружинники, слетались в Киев, как мухи на известную субстанцию. Не говоря уже о Новгороде, который являлся отправной точной их путешествия по Руси.
Знатные северяне в гостях у правителей Киева тоже бывали. Многие его родичи подолгу жили в одном из богатейших городов Европы и водили дружины против всех врагов восточных славян. Ну либо просто торговали отсюда, спускаясь по Днепру до Константинополя.
В 1031-м году буйный норвежский конунг Харальд, сын Сигурда Свиньи, проиграл соперникам борьбу за власть и был вынужден вместе со своими сторонниками перебраться в Киев. На тот момент ему было всего 16 лет – возраст старшей школы, по нынешним временам, но шило в известном месте и авантюрный характер этого юноши толкал его на приключения.
Несколько лет он участвовал в войнах князя Ярослава, в частности, сражался для него с поляками, а потом собрав человек пятьсот братвы из соплеменников отчалил морем в Царьград. Судя по скандинавским сагам, это было сделано с целью стяжать богатство и славу, чтобы посвататься к княжеской дочке Елизавете, к которой он подбивал клинья с момента прибытия в столицу Руси. Кстати, на момент их знакомства, девочке было всего четыре года.
Харальд воевал для римского кесаря в Малой Азии против пиратов, сражался с арабами в Сирии и на Сицилии, принуждал к покорности восставших болгар. Затем он с соратниками сверг императора, видимо, получил от нового правителя в награду солидный куш, а потом убежал обратно на Русь, из-за начатой политики «бей своих, чтобы чужие боялись».
С 1043-о года – он законный муж Елизаветы Ярославны и получив военную и дипломатическую поддержку своего могущественного тестя, возвращается в Скандинавию для отвоевания престола. Используя своих опытных воинов, он в короткое время утвердился в Норвегии и стал наступать на соседей – шведов и датчан.
Тем временем, Елизавета родила ему двух дочек. По понятиям той эпохи, главным назначением женщины было рожать сыновей, другого он нее и не ждали. Тем более это касалось монархов, что нуждались в наследниках для передачи престола. В данном случае, вопрос преемника стоял еще более остро – неуемный нрав Харальда постоянно толкал его на военные авантюры.
В результате, помимо законной жены, конунг воспользовался скандинавским обычаем и взял наложницу. Север был христианизирован недавно и далеко не полностью – это пока что считалось дозволенным. Видимо, хорошо образованная русская княгиня в этот момент перечитывала стихи, написанные для нее Харальдом до их женитьбы, и проклинала себя, что связалась с этим чертовым викингом.
Не сумев утвердиться в других скандинавских странах, конунг наблюдал за событиями в Англии и посчитал, что в его руки попал карт-бланш: там начался очередной этап борьбы за престол, на который у него самого имелись некоторые права. В результате 15 тысяч норвежцев высадилось на британском побережье, но получило по мордасам от местного саксонского ополчения.
Сорокалетняя Елизавета, так и не сумевшая родить наследника, выдала единственную оставшуюся дочку за датского принца и стала тихо коротать свои дни среди унылых скандинавских пейзажей. Следующим королем Норвегии стал ее пасынок – ребенок той самой харальдовой наложницы.