«Ставрополь ничем н отличается от большинства наших губернских городов и хотя он считается главным городом Северного Кавказа, но не носит на себе никакого особенного характера».
В.В. Верещагин, художник
Итак, Ставрополь. «Город Креста», как любят писать путеводители. Краевая столица с небогатой историей.
В 1777 году основана крепость на Азово-Моздокской оборонительной линии. Крепостей было основано еще очень много (более 30), но в большие города выросли Екатеринодар (Краснодар), Ставрополь, Пятигорск, Моздок.
Вот сохранившаяся часть стены той самой крепости.
Изначально поселение имело название «Крепость №8», потом короткое время называлось «Московской», а уже далее приобрело свое устоявшееся имя — Ставрополь-Кавказский. Почему Кавказский? Ведь был еще Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти). В новые времена (с 1935 по 1943 гг.) уже немаленький город стал Ворошиловском (уж не знаю, какая тут связь с «первым маршалом»).
Есть легенда, что при основании казаки откопали громадный каменный крест и именно этот случай и дал имя городу. Это вранье. Название было взято от ликвидированной к тому моменту крепости на реке Сулак.
Несколько раз крепость инспектировал сам Суворов и горожане этим гордятся.
Скульптура так называемого «буденновца» — самый узнаваемый памятник города.
Хотя поставлен всего лишь в 1976 г.
Заметно, что поза памятника очень динамичная (он не стоит, а идет широким шагом).
Эта площадь с остатками крепостной стены называется «Крепостной горкой» то есть именно здесь и находилась та самая «Крепость №8 Азовско-Моздокской оборонительной линии», что дала начало Ставрополю.
Виды с горки. Я так понимаю, что вот этот овраг образован речкой Ташла (там же и одноименный городской район).
Внизу и справа на фото видна гостиница «Динамо», где мы проживали. Похожа на ненормально разросшийся коттедж. Мои рекомендации, это отличное место. Только подъезд к ней странный - извилистая, холмистая и обледеневшая дорога вдоль ручья. Не всякая машина может подъехать. При нас тридцать первая «Волга» этого сделать так и не смогла.
Если посмотреть чуть западнее — та же картина. Море домиков.
А вот так это выглядело 100 лет назад. Разница есть но сами принципы градостроительства незыблемы. Небольшие аккуратные дома и побольше зелени!
Рядом здание бывшей Александровской женской гимназии (построено в 1862 году, в советское время перестроена в жилой дом).
Старая фотография объясняет нам, ЧТО ИМЕННО было перестроено.
Сам центр примерно вот такой.
Один из странных новых памятников города — так называемый «Ангел на колонне». За идею брался Александрийский столп в Санкт-Петербурге.
Копия вышла недурной, но ЗАЧЕМ?
Что он хоть символизирует-то? Ангел несет «городу креста» крест? Ангел откопал крест на месте заложения крепости? Ангел благословляет найденным крестом? Загадки, загадки...
Построен к 2002 году (225-летию города).
Улица элитной недвижимости в престижном районе.
Выглядят несколько чужеродно. Такие пластиковые, новенькие и невостребованные. Асфальт на элитной улице тоже пока не лежит.
Краеведческий музей отремонтирован до полного блеска и поэтому историческое здание стало выглядеть как пластиковая мыльница.
Между прочим, это бывшие торговые ряды.
А вот и главная площадь.
Узнаваемо, не правда ли? Можно перепутать с сотней других российских городов :) Особенностью данного случая является скульптурная группа за ним. Вроде как Ильич не один, а с народом!
Ленин аскетически худ, подтянут и странно держит руку, видимо засовывая кепку в нагрудный карман.
Смотрит на Елку, Ставропольскую краевую научную библиотеку им. М.Ю. Лермонтова (внушительное здание в классическом греческом стиле, бывший дом командующего войсками) и новую, с иголочки гостиницу «Континент».
Тут же рядом есть и стадион! Его в самом центре города вообще-то размещают редко, но тут это именно так.
В милом сквере рядом стела о награждении Ставрополя орденом Октябрьской Революции в 1977 г.
Выразительно, хотя многие города имеют награды и повнушительнее.
Примечание:
Ставрополь (Ворошиловск) во время войны захватывался немцами. 5 августа 1942 г. город был оставлен частями 12-й и 37-й Армий практически без городских боев (можно меня поправить со ссылкой на факты).
А 21 января 1943 года был освобожден. В городе находились большие силы немецкой 1-й Танковой Армии и, поэтому, начались уличные бои с использованием минометов, артиллерии и прочего.
Особенно отмечается участие в освобождении партизан. Они смогли пройти по балкам и провести с собой передовые штурмовые группы, что очень положительно сказалось на скорости продвижения и основных сил Красной Армии.
Ну а мы продолжим.
Если я не ошибаюсь, то это здание драматического театра.
Вид на крепостную горку из окна нашего номера.
Слева направо — строящийся (воссоздаваемый) Казанский собор, бассейн «Юность», буденновец. Все на месте :)
Теперь прогуляемся по центральной улице - и это как ни странно не улица Ленина, а проспект Маркса.
Уж как только она не называлась Главная, Большая, Большая Черкасская, Николаевский проспект и, на данный момент, проспект Карла Маркса. Я предполагаю, что она успела побывать и Гитлерштрассе, но точной информации нет.
Оригинальнейший модерновый дом. Не знаю что там было раньше, но сейчас это Кооперативный Институт.
Гостиница «Интурист». Внешне очень неинтересная, заслуживает внимание лишь ее отделка каменными плитами. Песчаник что ли? Не могу понять.
Что за домик — не имею понятия. Но очень аккуратный и милый.
Вообще из модерна здесь есть на что посмотреть...
От арт-деко...
...до скупого северного.
Но стандартной постройкой в Ставрополе и в Крае является пока такая.
Проспект ведет к вот такой арке.
Строение называется Тифлисскими воротами либо Триумфальной аркой. Построены к 30-летию Отечественной войны 1812 г., в начале ХХ века разрушены, в новейшие времена восстановлены. Флаг над ними поражает воображение своими размерами. Реально, пододеяльник.
Потом колорит застройки несколько меняется. Добротная позднесталинка.
Упирается проспект в вокзал.
Само здание хоть и создано в 1897 г. (архитекторы С.Д. Лазарев и М.И. Бржезицкий), было очень сильно разрушено в годы войны (тут концентрировались основные силы немцев) и, по сути, построен заново. Выглядит старомодно, но от этого не менее прекрасно.
Перед ним стоят ПАЗики 14 маршрута (эпически-концептуального). Он проходит через весь центр и доезжает до самого конца проспекта Доваторцев (Автостанции №1).
Но расписание поездов совершенно комическое. Один поезд через день (московский) и один поезд «по назначению» (воркутинский). Еще пара электричек до Кавказской. Все продвинутые ставропольчане ездят до Невиномысска (60 км.) и садятся там. Это быстрее, чем ехать по кривой дороге до ст. Кавказская да и там стоять несколько часов.
Был и еще один вокзал — Ставрополь-Туапсинский,, на исчезнувшей ныне Армавиро-Туапсинской железной дороге. Ныне это обыкновенный жилой дом на окраине города а полотно разобрано еще в 30-е годы.
Еще пару фото из разных районов города.
Неизвестный мне, но явно исторический домик у ставропольской «летки» (летного училища). На заднем плане какой-то стеклянный небоскреб.
Пассажирский самолет Ил-18, превращенный в боулинг и едальню в городском парке Победы.
В этом же парке можно видеть пальму в грунте, закрытую стеклом и подогреваемую отопителями (!) Этого я не снял, но поверьте мне на слово.
Вечером же самое освещенное здание — «Газпром ТрансГаз Ставрополь».
Кстати, под городом есть большие газохранилища в карстовых пещерах. Но туда кого попало не пускают.