Правители всех государств Европы, что католических, что православных, которые обратили свои народы в христианство, были признаны церковью святыми. Причем, независимо от того, насколько праведной была их жизнь была до крещения.
Напомню, что русский князь Владимир Святославич имел гарем не меньше, чем у турецких султанов, отправил на тот свет собственного брата, не брезговал в своей политической деятельности сотрудничеством с предателями. Тем не менее, крестил народ, значит – исправился. Осознал, раскаялся. Получи, князь, титул святого, да еще и равноапостольного.
В Европе было то же самое. Местные правители также не отличались добротой и смирением, тем не менее, получали полное прощение грехов и попадание в царство небесное вне очереди.
Но первая русская христианка, княгиня Ольга, вроде бы, была нормальная тетка. Если не считать то, как она поступила с бедными древлянами, которые разметали ее мужа по ветру с помощи двух деревьев. Но тут она была в своем праве, и суровые варяги другого от нее не ждали. Все было сделано по законам своего времени. А в остальном – правила мудро, народ не обижала, зря людей не мучила.
Во время своего посещения Константинополя она была крещена византийским императором, который стал крестным отцом. Несмотря на то, что дружина, бояре и простые крестьяне-лапотники остались язычниками, Русская православная церковь посчитала это достаточным фактом для ее канонизации. В 1547-м году первая русская правительница-христианка стара святой равноапостольной. Это не хухры-мухры, а очень серьезно. Подобное звание носят только пять женщин по всему христианскому миру.
За собственным крещением Ольга попыталась приобщить к прогрессивной новой вере и всю языческую Русь. Но вот беда: то ли варяги слишком сильно буйствовали на землях империи и грабили владения Константинополя, то ли хотелось подружиться с чехами и поляками, то ли просто политический вектор изменился, но для крещения всей Руси великая княгиня пригласила именно римских уполномоченных.
В 959-м году Ольга отправила письмо германскому императору Оттону, и вскоре в Киев прибыли посланники папы римского. Епископ Абальберт из Лотарингии был доверенным лицом правителя немцев и итальянцев и обладал не только организаторскими способностями, но и изрядным красноречием.
Тем не менее, варяги его изысканным речам не вняли, волхвы начали мутить народ и германское посольство покрутившись в Киеве несколько лет, уехало обратно сверкая пятками – кто-то из горожан отправил на тот свет несколько человек из епископской свиты.
Но свою роль посольство сыграло. В Константинополе посыл Ольги поняли правильно, и решили предложить ей эксклюзивные условия: заключение союза, налоговые льготы для русских купцов, и, вероятно, формальную независимость будущей русской церкви.
Только планам будущей святой равноапостольной сбыться было не суждено. Возмужавший наследник Святослав, убежденный язычник, приобретал все больший авторитет среди варяжских дружин. Произошел так называемый языческий переворот: княгиня была отстранена от власти и наступила эпоха упорной борьбы с Византией.
Крещение Руси произойдет несколькими десятилетиями позже, когда у руля будет стоять Владимир, не столько воин, сколько политик.