Маршрутка - неотъемлемая составляющая уличного пейзажа почти любого города России, ставшая уже частью национальной культуры (или бескультурия?), и собственно, средство передвижения с весьма расплывчатым определением, которым ежедневно пользуются люди и в частности, десятки/сотни тысяч нижегородцев.
По ходу наблюдения за комментариями в социальных сетях часто встречаю непонимание, потому что на первый взгляд пассажира маршрутка — самый лучший транспорт: приходит сразу, едет быстро, объезжает пробки и т.п. Однако не всё так просто.
Понятие маршрутки и недавняя транспортная реформа
Если вы скажете человеку из практически любого российского мегаполиса слово «маршрутка», то он представит себе что-то вроде этого:
Однако это — не про нас: наши маршрутки сразу появились в виде ПАЗ-3205 различных модификаций, потом эволюционировали до автобусов ПАЗ-3204, а потом и до т.н. «ПАЗ Вектор». По факту в данный момент в нашем городе маршрутка — это маршрут, обслуживаемый частным перевозчиком автобусами малой и/или средней вместимости, стоимость проезда на котором определяет сам перевозчик. В настоящее время в законе понятия «маршрутка» нет — вместо этого используется сложное сочетание «автобусные маршруты по нерегулируемому тарифу», однако из песни слов не выкинешь, маршрутками они будут называться в народе ещё долго, поэтому именно так я буду их называть в этой статье.
Сейчас в Нижнем Новгороде все маршрутки принадлежат частным лицам. Раньше (до 2007 года) были маршрутки, принадлежащие НПАТ, но сейчас их нет, поэтому их рассматривать я в этой статье не буду. Также именно здесь стоит отметить, что муниципальное автобусное предприятие «Нижегородпассажиравтотранс» (далее НПАТ) сейчас в том числе использует такие же автобусы средней вместимости «ПАЗ-Вектор», что и у частных перевозчиков. Они работают на маршрутах №6, 16, 25, 27, 28, 31, 37, 52, 53 и иногда на некоторых других. Это автобусы, не маршрутки! На них действуют проездные, транспортные и банковские карты. Узнать их очень просто: на трафаретах таких автобусов рядом с номером вместо буквы «Т» находится буква «А». А — социальный, Т — маршрутка.
Цель владельцев маршруток — прибыль
Поскольку маршрутки — транспорт коммерческий, то перевозчик устанавливает стоимость проезда исходя в первую очередь из того, чтобы маршрут приносил прибыль (ну или из каких-то других своих целей, но в основном так). Однако есть тарифы, по которым ездит муниципальный транспорт, и цены на нём регулирует город (на метро это делает область, потому что метро невероятно дорогое. Себестоимость проезда в нём составляет около 50 рублей, и сотни миллионов в год компенсирует область. Это цена престижа и статуса «город с метро»). Сегодня у всех частных перевозчиков проезд дороже, разница составляет от 2 до 9 рублей — в зависимости от способа оплаты и наглости перевозчика.
Тут стоит отметить, что дороже всего сейчас проезд у товарищества, в которое входят компании ООО «Лидер-транс», ООО «Победа-НН» и ИП Каргин Д.В. Это маршруты Т-14, Т-39, Т-63, Т-71, Т-79, Т-89, Т-92. И если на маршруте Т-71 при оплате транспортной картой стоимость проезда точно такая же, как в муниципальном транспорте (26 рублей) и действуют бесплатные пересадки в течение 60 минут, то на остальных маршрутах либо 35 рублей наличными, либо 30 рублей при оплате банковской/транспортной картами. Да, перевозчик предоставил некие «льготные карты», по которым пенсионеры и школьники могут ездить по 20 рублей за поездку — но по личным наблюдениям, никто особо не горит желанием оформлять ещё одну отдельную карту для себя/своего ребёнка. При этом маршруты данной компании для многих точек города являются чуть ли не единственными: так, Т-39 вывозит 5 микрорайон Сормово, Т-63 и Т-92 — самый частоходящий транспорт в микрорайоне «Цветы», Т-89 — единственный общественный транспорт в большом посёлке Новая стройка, а Т-92 является монополистом на большей части территории микрорайона Бурнаковский.
До 25 ноября 2019 г. на всех этих маршрутах действовали бесплатные пересадки, что позволило уравнять в плане транспортной доступности жителей указанных районов с другими жителями города, однако перевозчик просто отказался в дальнейшем от работы по такому тарифу, а затем и вовсе повысил цены на проезд до 35 рублей при оплате наличными. Жители возмущались и требовали от властей решения данной проблемы, но власти оказались бессильны. Почему?
Вернёмся в 2017 год. Бравурная реформа, которую СМИ просто называли «КТС» — эти три весёлые буквы вызывали лютый триггер у нижегородцев. В чём заключалась та «реформа»? Официально, конечно, всё выглядело очень красиво, но по факту произошёл обычный передел рынка пассажирских перевозок. Ну и под шумок 200 новых автобусов купили для НПАТ. И всё бы ничего — да только маршруты, которые разыгрывались в 2017 году (в их числе все вышеуказанные), работают по нерегулируемому тарифу. Проще говоря — стоимость проезда на таком маршруте может устанавливать ТОЛЬКО САМ ПЕРЕВОЗЧИК. И никакие органы власти ему не указ совершенно. И это абсолютно законно согласно 220-ФЗ. Чем и воспользовался перевозчик. Как итог — тысячи жителей теперь вынуждены платить больше, чем раньше, без каких-либо реальных оснований.
Кроме того, по тому же федеральному закону 220-ФЗ, маршрут частного перевозчика нельзя поменять по просьбам жителей или по требованию властей… без согласия на то самого перевозчика! То есть, если вы или ваши соседи захотят в свой новоиспечённый микрорайон продлить/перенаправить маршрут, соберёте подписи, и власть с этим тоже будет согласна, то частному перевозчику достаточно будет сказать «нет» — и все ваши старания пойдут насмарку. И никакая высшая инстанция на это тоже не сможет повлиять.
Вывод: частные перевозки в Нижнем Новгороде сегодня — это, по сути, анархия. Неконтролируемая среда без каких-либо обязательств перед властью/пассажирами.
Продолжение следует…
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте: vk.com/burnot
Подписывайтесь и читайте нас на Яндекс.Дзен