У Елены Асановой читаю «заметки «с полей» конференции по бизнес-сторителлингу»: «Еще одно заметное отличие. У нас до сих пор главная задача историй – продавать. Научите нас писать истории, чтобы лучше продавать наш товар или услуги, постепенно появляется задача «продать компанию соискателям», привлекать лучших. А сегодняшние спикеры много говорили о том, что истории лучше всего справляются с задачей провоцировать задумываться о важном, объединять (под каким-то флагом, идеей, позицией), вдохновлять на действия и изменения…»
Точное замечание. Сторителлинг не занимается продажами непосредственно. Поэтому мне лично смешно читать про «продающие истории». И стыдно за тех, кто обучает «написанию продающих историй» (равно, как и «»продающих текстов»).
Через многократное повторение сюжета о преодолении героя («мифа»), создается «ритуал», в котором «жертвоприношение» (расставание с ценностями) не рассматривается, как что-то навязанное, но необходимое и даже единственно возможное. Красивая и правильная История, это Миф, Ритуал и Жертвоприношение. Сторителлинг инструмент создания религии («объединения общими смыслами») Представителям любых религиозных конфессий не нужно заниматься прямой рекламой и холодными продажами. Они создают пространство с определенной атмосферой, куда люди приходят сами и сами совершают покупки разнообразных товаров и услуг. Именно поэтому по эффективности христианство, ислам и буддизм самые успешные брендинговые и фандрайзинговые агентства.
Не хотите касаться конфессий, пожалуйста. Возьмите Чемпионат мира по футболу. Те же «миф», «ритуал» и «жертвоприношения». И те, кто что-то продает внутри футбольной индустрии, не нужно тратить каких-то особых усилий, чтобы навязать свой товар покупателю. Сами придут, сами все купят. Еще и деньги на строительство стадионов и обеспечивающей инфраструктуры найдут. Потому что все в детстве гоняли мяч во дворе. Смотрели, читали, слушали истории про Пеле, Марадонну, Дзоффа, Рональдо и Месси. Посещали храмы футбольной религии – стадионы. Болели, каждый за свою команду…
Я уже молчу про политику…
Так что… Сторителлинг помогает завоевывать власть и создавать религии. А продажами пусть занимаются торговцы, если умеют продавать.