Найти тему
Феория: Оружие

Войско Золотой Орды

В XIV в. тяжелая латная конница продолжала быть основной ударной силой войска Улуса Джучи. Но с течением времени, ко второй трети XIV в., в ее вооружении произошли серьезные и весьма прогрессивные изменения.

Золотоордынский конный латник. XIV в. Реконструкция М.В. Горелика.
Золотоордынский конный латник. XIV в. Реконструкция М.В. Горелика.

Золотоордынские мастера по-прежнему изготовляли шлемы в соответствии с монгольскими традициями — цилиндроконической и сфероконической формы, с козырьками, колечками и шпилями на макушке.

Шлем. Железо, ковка. XIV в. Прикубанье.
Шлем. Железо, ковка. XIV в. Прикубанье.

Лицо закрывали маски-забрала, которые имели на Востоке давнюю домонгольскую традицию. На территории Улуса Джучи их ковали по единому шаблону — в форме горбоносого скуластого мужского лица, с миндалевидными вырезами для глаз и выпуклыми «веками». Сросшиеся брови вразлет и загнутые вверх усы изредка дополнялись «бородатым» подбородком, но чаще он был гладким. Рот на маске обозначен узкими полусжатыми губами. По бокам к забралу подвижно, на петлях со шкворнями, прикреплены литые, вполне реалистично изображенные бронзовые уши с серьгами-колечками, через которые пропускались ремешки, крепившие маску к лицу. К околышу шлема маска подвижно прикреплялась при помощи шарнира.

Традиционная для Восточной Европы удобная и красивая кольчуга все более завоевывала симпатии золотоордынских воинов. Но по надежности она заметно уступала центрально-азиатской ламеллярной и ламинарной броне, особенно проигрывая в противостоянии любимому оружию монголов — луку со стрелами.

Наконечники стрел. Железо. Вторая половина XIII — XIV вв.
Наконечники стрел. Железо. Вторая половина XIII — XIV вв.

Поэтому именно в Золотой Орде было осуществлено эпохальное нововведение в бронном деле: вероятно, в течение первой четверти XIV в. здесь изобрели кольчужно-пластинчатый доспех, который распространился в XV–XVI вв. от Средней Азии до Индии и Польши. Попытки его применения делались в Прикамье еще в гуннскую эпоху, но не имели последствий. И только в XIV в. соединение стальных пластин с кольчужной броней произвело настоящий переворот в оружейном деле. Новая броня, будучи практически столь же подвижной и гибкой, как кольчуга, плоскостями своих пластин прекрасно защищала от стрелы или дротика, не говоря уже о мечах, саблях и булавах. При этом вес доспеха не увеличивался. Благодаря новому способу бронирования стали более надежными поножи и набедренники, требовавшие особой гибкости.

Изменения коснулись и щитов. На юго-западе Улуса Джучи, на побережье Черного и Азовского морей, у итальянских колонистов, поселившихся здесь при монгольских ханах, была заимствована оковка щитов плоскими прутками железа. Это привело к созданию целой стандартизованной системы оковок, достаточно эффективной, легкой и простой в изготовлении.

Ставшая столь популярной кольчуга нашла применение и в традиционном для монголов конском доспехе. В течение XIV в. постоянно совершенствовалась конская стальная маска.

Тогда же была выработана специфическая форма сабли, характерная для улусов Джучи и Хулагу. Ее отличали большая длина (более 1 м) и кривизна клинка. Часто нижняя четверть клинка имела расширение — елмань, а в Прикубанье нижней трети клинка начали придавать четырехгранную форму. Такие клинки, которыми можно было не только рубить, но и колоть врага и его коня, стали называть черкесскими. Характерными признаками джучидских и хулагуидских сабель были обойма с язычком на клинке под перекрестием, перекрестия с асимметричными концами и концами, оттянутыми вниз и расплющенными (такое перекрестие заимствовано также из арсенала юга Западной Европы).

Навершия рукояток плетей. Бронза, литье. XIII–XIV вв.
Навершия рукояток плетей. Бронза, литье. XIII–XIV вв.

В одном воинском золотоордынском погребении эпохи хана Узбека было найдено оружие с клинком, как у фальшьона — западноевропейского секача. Этот клинок — явное заимствование у европейцев, скорее всего у итальянских колонистов, а рукоять местная. Поскольку она приделана к гораздо более тяжелому, нежели у сабли, клинку, в рукояти было сделано несколько нововведений, которые позже, в XV–XVI вв., стали популярны во всей Передней Азии в связи с распространением моды на тяжелые клинки.

Боевой топорик. Изготовлен в Пруссии. Трофей монгольского воина XIII в.
Боевой топорик. Изготовлен в Пруссии. Трофей монгольского воина XIII в.

В XIV в. продолжало развиваться степное искусство резных костяных накладок на колчаны и налучья. С одной стороны, усложнялась и совершенствовалась старая монгольская традиция, а с другой — стали ярко проявляться заимствования у иранских мастеров-торевтов с их характерными мотивами (бегущие цепочками животные) и ажурной техникой.

Костяные накладки на колчан. XIII–XIV вв.
Костяные накладки на колчан. XIII–XIV вв.

Во второй половине XIV в. в защитном вооружении западных улусов империи Чингизидов произошли серьезные изменения. Они были связаны с развитием традиции, принесенной монголами на Запад, а также с развитием кольчато-пластинчатой брони, изобретенной в Улусе Джучи. Оба процесса в целом отразили тенденцию максимального приближения доспеха к естественным формам тела человека. Точно такой же процесс в это же время проходил и в Западной Европе; там он привел к созданию «готического доспеха», «железного тела». Восток же в начале XV в. пошел путем развития мягких покровов кольчато-пластинчатой брони.

Золотоордынский латник. Вторая половина XIV в. Реконструкция М.В. Горелика.
Золотоордынский латник. Вторая половина XIV в. Реконструкция М.В. Горелика.
Портупейные ремни с накладными украшениями. Фрагмент. XIV в.
Портупейные ремни с накладными украшениями. Фрагмент. XIV в.

Знатный золотоордынский латник-командир сотни — улан (оглан) или нукер — носил максимально тяжелый для того времени доспех. Прежде всего корпус защищали два панциря: кольчуга, поверх которой надевали панцирь из крупных прямоугольных пластин, приклепанных к изнанке основы. Снаружи основу покрывали сукном или бархатом красного, вишневого или сиреневого цвета, на котором ярко выделялись бронзовые или золоченые головки заклепок.

К изготовленному таким образом нагрудно-наспинному прикрытию на плечах пристегивали защиту плеч и предплечий. Плечи закрывали прямоугольными, округло выпуклыми пластинами стали, к нижнему краю которых приклепывали три вертикальных ремешка, а к ним в свою очередь приклепывали горизонтальные, выгнутые по округлости предплечья стальные пластинки.

Крестец и пах защищали прямоугольные лопасти, набранные из стальных горизонтальных пластин старым ламинарным способом либо новым — их наклепывали на вертикальные ремешки. Таким же образом делали набедренники, ставшие более узкими и изогнутыми по округлости ноги. К ним мягкой кольчужной полосой прикрепляли округло выпуклые стальные наколенники, к которым снизу, также кольчужными кольцами, крепили кованые двустворчатые наголенники с кольчужно-пластинчатыми прикрытиями верхней поверхности стоп. Двустворчатые налокотники с прикрепленными кольчужной полосой пластинчатыми прикрытиями внешней стороны ладони довершали полную защиту тела ордынского рыцаря.

Фрагмент сфероконуса с изображением всадника. Вторая половина XIII — XIV вв.
Фрагмент сфероконуса с изображением всадника. Вторая половина XIII — XIV вв.

Не менее надежно была защищена голова, прикрытая шлемом с тульей полушаровидной, яйцевидной или сфероконической формы с широким околышем, надбровным вырезом и ставшим подвижным наносником, который можно регулировать по вертикали. Глухая кольчужная бармица оставляла открытыми только глаза. К ней иногда дополнительно крепили пластинчатые дисковидные науши и прикрытие подбородка — широкую горизонтальную пластину в форме перевернутой буквы «П».

Грузик кистеня XIII–XIV вв.
Грузик кистеня XIII–XIV вв.

Читайте далее: Конница Московской Руси