Развитие детей дошкольного возраста происходит через игровую деятельность. Играя, ребёнок познаёт окружающий мир, развивает мышление и речь, учится анализировать и контролировать своё поведение.
Давайте вспомним игры, в которые мы любили играть в детстве, и подумаем, какую пользу они могут принести нашим детям.
«Колечко»
Правила игры:
С помощью считалочки выбирают водящего. Он складывает ладони лодочкой и зажимает в них колечко, камешек, монетку или любой другой небольшой предмет. Все игроки садятся в ряд и держат перед собой сложенные лодочкой ладони. Водящий по очереди обходит всех игроков, как бы вкладывая им в руки колечко. Тот, кому досталось колечко, не должен сразу признаваться и подавать вида. Когда ведущий обойдёт всех, он говорит:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Игрок, получивший колечко, должен быстро подбежать к водящему, а остальные участники, не вставая со своих мест, пытаются задержать его. Если игрок с колечком смог выбежать, он становится водящим; если нет — водящий остаётся прежний.
Что эта игра развивает:
- внимательность и наблюдательность,
- быстроту реакции,
- решительность,
- артистические способности.
«Сломанный телефон»
Правила игры:
Все игроки встают или садятся в ряд. Игрок, выбранный водящим, говорит:
Мне звонят по телефону:
– Я вас слушаю. Алло!
– Говорите громче! Кто вы?
– Плохо слышно! Вам кого?
Видно, телефон сломался,
Что сказали — догадайся!
Затем водящий загадывает слово и шёпотом говорит его на ушко первому игроку. Этот игрок шепчет слово второму, тот третьему и так далее. Говорить следует быстро и очень тихо, нельзя ни повторять слова, ни переспрашивать. Последний в ряду произносит слово вслух, и игроки выясняют, насколько оно исказилось, пока передавалось по цепочке. Лучше всего выбирать длинные, сложные слова или даже целые фразы, тогда игра получится веселее.
Что эта игра развивает:
- речевой слух, звукопроизношение и слуховое восприятие,
- мышление и речь,
- внимание и память,
- активизирует словарный запас.
«Съедобное - несъедобное»
Правила игры:
Для этой игры потребуется мяч. Игроки садятся в ряд, а водящий говорит:
Я на завтрак утром скушал
Кашу с маслом, хлеб и грушу,
Ну а ты, наверно, съел <…>
и называет любой предмет, бросая мяч первому игроку. Если назван съедобный предмет (например, яблоко или суп), игрок должен поймать мяч, если несъедобный (например, стул или ботинок) — мяч ловить нельзя. Так, называя разные предметы, водящий бросает мяч всем игрокам по очереди. Тот, кто ошибся и поймал — «съел» — несъедобный предмет или, наоборот, отбил мяч, когда было названо что-то съедобное, становится водящим.
Что эта игра развивает:
- умение слушать,
- быстроту реакции,
- логику и смекалку,
- внимание и память,
- координацию движений,
- чувство юмора.
«Море волнуется»
Правила игры:
Водящий произносит следующее четверостишие:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока водящий говорит, все игроки двигаются в такт словам, изображая волны. Как только он замолкает, каждый должен принять позу одного из морских обитателей, а задача водящего — угадать, кого изобразил игрок. Можно в начале игры договориться и выбрать другую тему, например «Лесные животные» или «Насекомые». Чтобы игра была динамичнее, водящий может дотронуться до игрока — «включить» его. В таком случае игрок движениями и звукоподражаниями придаёт бо́льшую достоверность изображаемому существу или предмету. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех проявил себя в игре, становится водящим в следующем раунде.
Что эта игра развивает:
- воображение,
- артистичность,
- внимание и память,
- находчивость.
Ещё 13 игр нашего детства можно найти в серии IQ малыш.