Китайское общество функционирует по принципу коллективной ответственности — “баоцзя”. Как это работает на играх? (Постараюсь охватить общие для сянься и уся вопросы)
В первую очередь это зависит от игроков. От того, что каждый помнит, что современной концепции индивидуальности просто нет. Для начала хочу коснуться общих вопросов:
В Древнем Китае коллективная ответственность является чем-то само собой разумеющимся. Семья, клан, заклинательский орден или свой полк стоят выше, чем личное благополучие. И - что самое важное - это не только и не столько этический вопрос, сколько вопрос, лежащий в области уголовного права.
Семья, клан, заклинательский орден, полк, императорский дворец, etc являются системой, преданность которой в норме является абсолютной, незыблемой и несомненной.
Позор одного человека ложится на всю семью. Позором считается любое действие, ведущее к потере лица.
Опозорить семью, клан, орден, полк, императора, etc можно недостойным поведением, нарушение этикета, оскорблением вышестоящему, ношением одежды другого Ордена, а также подлостью, ложью, грубостью и безнравственным, недобродетельным поведением, или же предательством и убийством.
Предательство Ордена, семьи, клана, полка, императора — предательство мыслей, идей, целей и заветов.
Коллективная ответственность предполагает, что за проступок одного несут последствия многие. Пример — если один заклинатель из Ордена, стоящий достаточно высоко по иерархии, оступился, то глава Ордена накажет не только его, но и его подчиненных/солдат/братьев.
Высшей милостью в время исполнения наказания будет его не публичность.
Наказание, вынесенное публично, увеличивает позор.
Казнь, не нарушающаяся целостность телесного облика, является более мягкой, чем нарушающая. Таким образом, смена вида казни с линчей на удушение является милостью.
Далее тезисно представлю концепцию коллективной ответственности Древнего Китая. Автор статьи опирался на уголовный кодекс эпохи Тан.
- Коллективная ответственность за проступок члена семьи ложится на семью
- Коллективная ответственность за проступок члена ордена ложится на главу ордена и прочих его членов. То же самое относится и к солдату, и к чиновнику.
- Коллективная ответственность полагается за крупные беспорядки: измену, бунт.
- Коллективная ответственность полагается за убийство трех и более человек в одной семье, что считается преступлением против неба. Виновного полагается казнить, а сыновей казнить, сослать или кастрировать. Последнее полагается в том случае, если виновник оборвал линию семьи - тогда и его линию полагается оборвать.
- Коллективная ответственность предполагает меньшее наказание, чем то, которому подвергается реально виновный. (Пример: если виновного резали на куски, то родственникам рубили голову. Если виновного ждала “мягкая” казнь - удушение, то родственников ждала ссылка)
- В отношениях учителя и ученика учитель отвечает за проступок ученика как за себя самого. В случае если родителям ученика полагается "мягкая казнь", то учителю милости не будет.
- За ложный донос полагается то же наказание, что и за преступление, в котором человек был ложно обвинен.
- Донос на родственников и родителей неприемлем и осуждается обществом. За донос на прямых родственников полагается смертная казнь.
- Прямые родственники, защищавшие мать, отца, деда, бабку и т.д. освобождаются от ответственности за преступление даже в случае убийства нападавшего, ибо деяние не было продиктовано преступной волей.
- Главная цель закона — репрессия, санкция, дополняющая традиционные принципы повиновения старшим и воле правителя.
- Главный показатель преднамеренности преступления является составление плана его совершения или предварительный сговор двух и более человек.
- Традиционнная система наказаний включает в себя обезглавливание, удавление, каторжные работы, битье палками, битье кнутом. Наказание происходит по воле Императора, главы Ордена или судьи, который призван разрешить дело.
Автор статьи надеется, что знание об этих древнекитайских нормах сделает игры по Древнему Китаю ярче и интереснее!