Найти в Дзене
Тышкевич

„У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление..."

Она родилась практически незаконнорожденной, брак пары не был официально зарегистрирован, хотя  это был уже второй их ребёнок, в городке Сомюр центральной  Франции почти 140 лет назад, в 1883 году. Она сама, правда, несмотря на явные нестыковки, в зрелые годы утверждала, что это событие произошло десятью годами позже, в Оверни. Что тут скажешь? Женщина. Мать - швея-поденщица. Отец - мелкий торговец-коммивояжер, тот ещё хлыщ, но красивый, улыбчивый, весёлый. Девочка лишилась матери, когда ей было 11, в 12 её и её четырёх братьев и сестёр отец бросил. Она его любила и ждала, но никогда больше не увидела. За всеми нами стоит детство. Ею потом всегда тянуло к неординарным мужчинам, а её любовь сопровождали разлуки и предательство. „Мужчина, способный на поступки, обречен быть любимым!“ - говорила она потом. Ей дали имя Габриэль, так звали медсестру, принимавшую роды. Но она известна всему миру совсем с другим именем. Эта женщина, женщина-эпоха, женщина-легенда, икона стиля,

Она родилась практически незаконнорожденной, брак пары не был официально зарегистрирован, хотя  это был уже второй их ребёнок, в городке Сомюр центральной  Франции почти 140 лет назад, в 1883 году. Она сама, правда, несмотря на явные нестыковки, в зрелые годы утверждала, что это событие произошло десятью годами позже, в Оверни. Что тут скажешь? Женщина.

Мать - швея-поденщица. Отец - мелкий торговец-коммивояжер, тот ещё хлыщ, но красивый, улыбчивый, весёлый.

Девочка лишилась матери, когда ей было 11, в 12 её и её четырёх братьев и сестёр отец бросил. Она его любила и ждала, но никогда больше не увидела.

За всеми нами стоит детство. Ею потом всегда тянуло к неординарным мужчинам, а её любовь сопровождали разлуки и предательство.

„Мужчина, способный на поступки, обречен быть любимым!“ - говорила она потом.

Ей дали имя Габриэль, так звали медсестру, принимавшую роды. Но она известна всему миру совсем с другим именем.

Эта женщина, женщина-эпоха, женщина-легенда, икона стиля, смелая, властная, бескомпромиссная, вечная мадмуазель - Габриель Бонёр Шанель, Коко Шанель, одна из самых важных фигур в истории мировой моды, мать-основательница всемирно известного бренда Chanel.

Брошенные дети были некоторое время на попечении родственников, но потом Габриэль попадает в монастырский приют.

-2

Шесть лет она была на попечении у монахинь в Обазине. Какое будущее ее ждало? Ее готовили стать швеей. Тоскливое, серое, беспросветное сиротское житье с масами запретов тогда разбудило её мечты о совсем другой жизни. Возможно, ей уже тогда хотелось шить красивую одежду, в которой и с которой она будет покорять мир.

Невзрачный мотылёк отчаянно хочет жить среди ярких бабочек.

„Если ты родился без крыльев, не мешай им расти.“

Потом были 2 года другого заведения «строгого режима» – пансион института Богоматери города Мулена.

Как ей хотелось вырваться из захолустной провинциальной грязи туда, где манили блестящие князи. Из жалкого курятника в стаю лебедей. Сложный, сильный  характер, Лев по зодиаку. Она презирала окружающих и уже тогда была готова пойти на многое ради успеха.

Религиозное воспитание дало ей внутреннюю самодисциплину, организованность и целеустремленность. Она была умна, у ней была воля, были амбиции. Не скажешь, что она была особенно хорошенькой, но зато чудная фигурка, а главное, необъяснимый женский шарм. Она всегда умела себя преподнести. В ней было то, что заводило мужчин, а в них она в дальнейшем научилась разбираться безукоризненно.

«Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость – чтобы мы любили мужчин».

Габриэль Шанель в молодости
Габриэль Шанель в молодости

В 20 лет она устраивается  на работу в магазин белья Au Sans Pareil в Мулене, подрабатывая починкой платьев местных  дам, перешивая ненавистные оборки и дотачивая тошнотворные кружева.

Мечтает она теперь  о сцене и видит себя танцовщицей и певицей.

„Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.“ 

Она пытается петь по вечерам в местных кабаре Viсhy и Moulins. Мулен - гарнизонный городок, в нем квартируется 10-й конный егерский полк. Офицеры - завсегдатаи кафе «Ротонда», она набирается наглости, и несмотря на скромные вокальные данные ее принимают в это отвязное заведение певичкой кафешантана. Пела она может  не очень, но заводить кавалеристов, особенно петушиным припевом своих шлягеров «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», ей было явно по силам. У нее появляются поклонники, у нее появляются коллеги-завистницы, язвящие по поводу её нефигуристой  стройности.

"Завистников нет только у ничтожеств. Лучше иметь первых, чем быть вторым."

-4

Бравым воякам она явно по вкусу, У Габриэль уже есть и сценическое прозвище - "Коко". Она популярна. А опереточному имени  еще предстоит стать ее творческим псевдонимом.

Там, в  La Rotonde Коко и приметил молодой 26-летний офицер кавалерии Этьен Бальсан, имеющий положение и средства.

„У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.“

Этьен Бальсан (1878-1953)
Этьен Бальсан (1878-1953)

Он становится её защитником и любовником. Он же ссужает её деньгами на уроки вокала, и она в 1905 году едет покорять курортный Виши. Кончается этот вояж бесславно. Ангажемент Коко так и не получила, а оставаться разливать минералку богатым курортникам она  не собиралась. Шанель возвращается в Мулен. И если бы только это, из Виши она привозит ещё и не запланированную беременность. Она делает первый аборт. Пока она не думала о последствиях, гены Коко имела  выдающиеся, как никак у ее бабки по папиной линии было 19 детей.

Богатый наследник, страстный лошадник, конезаводчик, любитель поло, Бальсан выходит в отставку в 1906 году и покупает поместье Руайо с замком  XVII века в Компьенском лесу в департаменте Уаза.

Коко напрашивается к нему в гости учиться верховой езде, а остаётся в доме кокоткой Бальсана, каковой себя никогда, впрочем, не считала, ведь она не берет ни денег, ни подарков.

„Самое лучшее в любви — это заниматься ею.“ — 

-6

Отношения длятся около трёх лет. Став в 23 года содержанкой, она наслаждается роскошью. Бальсан никогда не скрывал, что его будет посещать ещё одна его любовница — Эмильенна д’Алансон, светская львица и законодательница моды.

„Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно, — вот что такое идеальная женщина.“

Бальсан отбил у Шанель охоту стать певицей и насмешливо относился к её желанию заниматься дизайном женской одежды.

„Дефицит настоящих мужчин не повод цепляться за уродов.“

Коко фантазирует и набирается опыта. Запасная любовница, она начинает придумывать фасоны женских шляпок и предлагать их Эмильенне, её приятельницам и другим подружкам Бальсана. Она начинает верить в себя, как модельера.

-7

„Если в платье, которое висит в твоем шкафу, нельзя пойти в театр, то почему оно до сих пор там? Про мужчин аналогично — если ты не чувствуешь себя рядом с мужчиной прекрасной и желанной девушкой, окруженной любовью и заботой, то почему ты до сих пор с ним?“

После очередной ссоры с Этьеном, в 1909 году она, стремясь к независимости и чувствуя свой дизайнерский потенциал, решает перебраться в Париж и стать модисткой. Бальсан предоставляет ей свою холостяцкую квартиру и даже даёт немного денег на начало собственного дела. Его по прежнему тянет к ней, они продолжают встречаться. Влиятельный аристократ, он даже вводит её в парижское общество и знакомит со своим приятелем, английским плэйбоем, удачливым предпринимателем,тоже любителем поло, Артуром Кэйпелом.

„Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет.“

Артур, более известный как Бой, чуть старше её, хотя Шанель и в 26 выглядела на 18. Бой, опытный ловелас, становится новым любовником Коко,  ее помощником и другом, вдохновением и , наверное, все таки главной любовью ее жизни.

-8

Отношения троицы поначалу становятся жаркой темой для сплетен в обществе, до тех пор пока Бальсан не уезжает в Аргентину. Коко меняя стремя, вместе с Боем становится вхожа в элитные и богемные круги Парижа.

Она продолжает экспериментировать со своими шляпками,  отказываясь от модной тогда громоздкости, преобладающего бархата, излишних перьев и украшений. Ее оригинальные небольшие круглые изделия становятся популярными среди парижских актрис. Некоторые она даже дарит, но это потери на перспективу.

Она становится невероятно модной. Её продукция выходит к людям. Бой поддерживает её начинания.

Свой первый шляпный магазин Chanel Modes , на деньги Боя, Коко Шанель открывает в 1910 году. Он находился в Париже на Rue Cambon, 31 напротив отеля "Ритц", там и по сей день находится Дом Шанель.

-9

Дело ширится. В 1913 году она открывает уже второй магазин в курортном Довиле. С появлением собственного бизнеса девушка дает полную волю своей фантазии, отсутствие опыта ее не смущало. Теперь она берется и за женское платье. Её заведение в Довиле превращается в модный дом. Модели платьев стоят до 3000 франков и хорошо расходятся.

Чуть позже она открывает свой бутик и на другом курорте - в Биаритце.

Эдвард Артур «Бой» Кэйпел (1881-1919)
Эдвард Артур «Бой» Кэйпел (1881-1919)

У нее чутье на время перемен. Рядом ее любимый мужчина, с которым она успевает отжигать по полной. В её головке рождаются новые революционные идеи.

Шанель видит, как нелепо отягощенные наряды не позволяют курортницам чувствовать себя свободно. Им недоступны ни конные прогулки, ни вождение автомобиля, да собственно, никакой активный отдых

-11

Пленницы корсетов, обливаясь потом, дефилируют под зонтиками, лишая себя удовольствий жизни. Модные каталоги предлагают им огромные шляпы с вуалями, пышные турнюры, пыточные корсеты и невообразимо длинные шлейфы. 

-12

Первой оригинальной одеждой, созданной Коко было платье, переделанное из старого мужского свитера Боя. Знакомые дамы, горя глазами, спрашивали, где она взяла такой чудный наряд, а она предлагала сделать им такой же.

Её кардиганы появились тоже, по легенде, не без участия Боя. На прогулке она подзамерзла, сняла с него пуловер и не задумываясь располовинила спереди ножницами.

"Молодой человек был хорошо собой, с сильным загаром, очень привлекателен. Красив – не то слово, он был великолепен. Я восхищалась его беспечностью и зелеными глазами. Он выбирал норовистых, быстрых скакунов. Я влюбилась в него."
"Молодой человек был хорошо собой, с сильным загаром, очень привлекателен. Красив – не то слово, он был великолепен. Я восхищалась его беспечностью и зелеными глазами. Он выбирал норовистых, быстрых скакунов. Я влюбилась в него."

Уже появившиеся слишком просторные и объемные юбки-брюки её не устраивают, Коко тянут мужские стандарты.

У клиенток Шанель всегда  водились деньги, и они по достоинству оценили ее новинки. 

«Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь», — говорила Коко.

Начинает рождаться её собственный стиль. Простота  и элегантность.

Она смело освобождает женское платье от многослойности, перегруженности деталями, начинает использовать элементы мужского гардероба, смело обворовывая моду сильного пола.

В это же время в роскошном Биаррице Бой снимает для нее виллу для нового ателье. На Шанель там работает уже сотня портних. А если считать весь персонал, занятый в её деле с бутиками в Довиле и Париже,  численность его достигает уже 300 работниц. К ним у неё весьма строгий подход, у неё не забалуешь. Здесь нет места лентяйкам и бракоделам. Качество ее изделий всегда отменное, но и стоит недешево. Серьёзные вещи для серьёзных клиенток.

Её стиль работы - без предварительных набросков и выкроек, вручную, с булавками, прямо на манекенщице, отрезая всю лишнюю ткань, Микеланджело моды.

-14

„Оденьтесь плохо, и запомнят вашу одежду; оденьтесь безупречно, и запомнят женщину.“

Её модели начинают публиковаться в «Harper’s Bazaar».

-15

В Париже ей помогает случай. Баронесса Диана, как никак, де Ротшильд ссорится со своим модельером Пуаре и обращается к Коко Шанель. Купив коллекцию из 10 платьев, довольная, она рекомендует Коко родственникам.

Такая реклама дорогого стоит. Деньги теперь плывут к Шанель рекой. .

Часто бывая вместе  с Боем на пляжных курортах, она вопреки правилам хорошего тона смело загорает. Появившись в Каннах с красивым загаром, она сражает светских модниц наповал. Ей начинают подражать. Именно Коко Шанель вводит мировую моду на загар, сведя с ума все человечество.

-16

Наконец то к ней приходит финансовая независимость. Она отдаёт Бою все, что брала у него на свой бизнес до последнего франка. Кончается бремя содержанки, она независима, теперь она не игрушка в чьих то руках.

Она суперпопулярна.

Дом Коко становится феноменом, которого еще не было до этого в истории моды. Она, по сути какая то модистка и содержанка, не стала просто обслугой богатых заказчиков, а водит дружбу с  именитыми аристократами, композиторами, балетмейстерами, художниками, режиссерами, предпринимателями, становясь для них притягательной личностью. Она диктует стиль, диктует моду.

„Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые.“

-17

Начинается Первая Мировая война. Курортный Довиль пустеет. Война не время для моды. Теперь здесь не курортники, а госпиталь и ухаживающие за ними дамы. Но Шанель не сдаётся. Она чувствует сейчас самое время для ее удобной одежды. Её и так популярные функциональные идеи становятся  особенно актуальными  в это время. Без корсетов и громоздких шляп как то сподручнее ухаживать за ранеными. А женщины остаются женщинами и хотят хорошо выглядеть. Это же француженки. Дела идут по нарастающей, заказы множатся.

Бой в армии, и даже весьма отличился, получив Орден Британской Империи.

Деловая хватка у неё железная, чутье обостренное. Война, 1916 год, кончается текстильное сырьё, не из чего шить. Она берется за джерси. Из него шьют мужские кальсоны, Коко берётся делать из него модные фасоны женской одежды. У джерси плотная вязаная структура. Как подчеркнуть изгибы фигуры? К черту лишние складки, можно и не выделять талию, так свободнее движения. И почему бы не начать укорачивать платье, чтобы можно было разглядеть привлекательные икры женских ножек?

Коко Шанель и Артур Кейпл на пляже в Сен-Жан-де-Люзе, 1917 год
Коко Шанель и Артур Кейпл на пляже в Сен-Жан-де-Люзе, 1917 год

Послевоенное время, погибло много мужчин. Оставшиеся хотят любви, как и истосковавшиеся по ней женщины. Время ещё сильнее диктовало  освобождаться от ненужной роскоши  и нагруженности верхней одежды.

„Женщина должна одеваться так, чтобы её было приятно раздевать.“

Шанель придумала прямой силуэт без талии, но с шарфом или поясом на бедрах и горловиной, похожей на воротник мужской сорочки. Так в арсенале модниц появилось платье-шемизье, или платье-рубашка.

„Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.“

Взамен рюшей, оборок, бантов, корсетов, турнюров Коко предлагает сорочки и галстуки, брюки, пиджаки, жакеты, вязаные пуловеры, кожаные жокейские куртки. Она выводит в свет бижутерию и короткие стрижки.

„Что такое, собственно говоря, плохая фигура? Это фигура, испуганная с головы до ног. Этот испуг в поведении происходит оттого, что женщина не дала своему телу то, что ему полагается. Девочка, которая стесняется оттого, что не сделала домашнего задания производит то же впечатление, что и женщина, не осознающая, что такое природа.“ Для многих прозвучит неубедительно.

Пожалуйста еще. „Нет ничего уродливого, пока оно живое.“

-19

Шанель первой предложила женщинам брючные костюмы и показала, что и в них они  выглядят женственно и элегантно.

Сама она считала свою фигуру совершенной и надевала брюки редко.

„Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам — она просто напросто глупа.“

Проекты Шанель были поистине революционными, она первая заимствовала для женской моды элементы мужского гардероба. Именно благодаря ей женщины смогли отказаться от неудобных корсетов и пышных юбок. Шанель в первую очередь ценила в одежде удобство и комфорт.

Она богата и знаменита, но о её происхождении и положении содержанки помнит и не забывает весь этот чванливый высший свет, она все ещё не своя. Для её Боя она по прежнему только любовница и никогда не перейдёт в разряд жен.

Что она может сделать? Мстит по женски, ему нравились её роскошные, спасибо папе, волосы, Коко демонстративно делает короткую стрижку под мальчика. Но это приводит только к тому, что ее прическа производит фурор среди женщин и  тоже входит в моду, дополняя образ от Дома Шанель.

-20

"Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть." С личной жизнью все непросто.

Их связь с Боем длится уже почти 8 лет. Шанель забеременела, но и это не сработало. Она узнает, что честолюбивый Артур сделал предложение другой. Бою 37, он стесняется прошлого Шанель и не может на ней жениться, а род уже пора продолжать. Его избранника - вдова сводного брата герцога Вестминстерского и сама она из семейства лорда Риблссдейла. Она подарит Артуру дочь, а Шанель сделает аборт и никогда уже не сможет стать матерью.

Кэйпел продолжал свой роман с Шанель, вплоть до своей трагической гибели в автомобильной катастрофе  в конце 1919 года. Его жена была беременна тогда второй дочерью Боя.

-21

Одна из сестёр Кэйпела писала в некрологе о своём брате: «интеллектуал, политик, олигарх, игрок в поло и любимый мужчина Коко Шанель». Этот неисправимый бабник так и останется, видимо, главной любовью ее жизни. Она много чего терпела от него и даже по слухам шила платье для невесты Артура.

Мужчины Шанель любили её, но предпочитали жениться на аристократках.

„Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка".