#бесхвостая рубрика
Когда-то давно, я делилась в старом своём блоге (он уж из-за древности лет неактивен) школьной историей, а точнее описанием нашего школьного спектакля, который мы ставили в старших классах.
Я нашла в своих старых записях это повествование. Размещу его и здесь.
Школьный новогодний спектакль...
Перед Новым годом старшие классы нашей школы занялись подготовкой к новогодней вечеринке, на которой каждый класс должен был выступить со своей сценкой из какого-то произведения.
Каждый класс тянул жребий и нам выпало произведение Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки". Далее мы стали обсуждать кому какая роль достанется, избирая несколько человек на роль актеров. Мне не досталось вообще никакой роли... 😁 Обидно, конечно, но куда деваться - пьеса то не резиновая. Однако, я ходила на каждую репетицию, сидя в сторонке и молча завидуя актёрствующим "везунчикам".
Роль главной героини Оксаны - досталось красивой, длинноволосой, чернобровой девочке из класса - Лене, роль матери кузнеца Вакулы - (Солохи) - другой девчонке, а остальные роли - Вакула, Чёрт, Чуб, Дьяк, Кум - мальчишкам из класса. Была еще "массовка" (подружки Оксаны), но меня и туда не взяли. Ох, это они очень сильно зря... 😁😁😁😁😁
А в день спектакля, мы вдруг неожиданно узнали, что мальчишка, исполняющий роль дьяка, не придёт, потому что срочно уехал с родителями к бабушке. Тут же кинули клич, кто может его заменить, но что-то никто не вызвался. Тогда, едва не рыдающая от отчаянья учительница, занимающаяся постановкой, попросила МЕНЯ сыграть роль дьяка (наверное, потому, что я на всех их репетициях присутствовала в качестве зрителя).
Я хоть и посмеялась над перспективой моего продвижения в дьяки, но конечно же отказываться не стала - это же лучше, чем вообще не иметь никакой роли 😎
Единственная проблема, с которой мы столкнулись - создание соответствующего антуража и образа. Подготовленный костюм дьяка был у уехавшего одноклассника, поэтому пришлось из сподручных средств на скорую руку, организовывать соответствующий роли костюмчик.
Кое-как справилась с этой задачей, спасибо всем, кто помог - времени не было вообще на подготовку, поэтому - кто чем мог, тот и подсобил. И моей подружке огромное спасибо - выручила (даже домой бегать ей пришлось). Но вот что было неудобно, за кулисами в полумраке комнатушки, где меня одевали, не было зеркала - верная подруга сама была моим зеркалом - крепя и поправляя шапку, бороду и прочие атрибуты моего дьяческого гардероба...
Разумеется, в силу прошедшего времени, я уже дословно текст всех ролей не помню, но я очень хорошо помню события... Для удобства изложения, я сейчас опубликую найденную в интернете сценку с цитатами пьесы, а жирным курсивом шрифтом выделю НАШИ действия, происходящие в тот момент.
Сцена пьесы №4
Занавес поднимается, на сцене стоят Солоха и чёрт, держащий Солоху за руку и что-то ей шепчущий. Солоха смеётся. Музыка смолкает.
Чёрт: (прыгает вокруг Солохи) Ах, Солоха! Ох, Солоха! (целует у неё руку, потом другую)
Солоха: Ну что?
Чёрт: Ах, Солоха, не будь такой жестокой! Я пылаю страстью и готов на всё ради тебя: кинусь в воду, а душу отправлю прямо в пекло! (зал тихонечко смеется, т.к. черт у нас уж больно забавный получился)
Раздаётся стук. Солоха и чёрт начинают метаться, наконец Солоха прячет черта в мешок и идёт к кулисам, чтобы открыть дверь. Входит Кум.
Кум: ну здравствуй, Солоха. Ух! Ну и метель поднялась! Вот не пошёл к Дьяку, а решил завернуть к тебе.
Солоха суетится вокруг Кума, подносит ему чарку водки. В это время раздаётся стук и голос Дьяка. (точнее мой)
Дьяк: Солоха!
Кум: (испуганно) Спрячь меня куда-нибудь. Мне не хочется теперь встретится с Дьяком!
Солоха и Кум мечутся, наконец Солоха прячет Кума в мешок. Входит Дьяк. (то есть я... и весь зал просто сползает в истерике. Солоха застывает на месте, забыв что ей нужно делать и говорить, потом начинает тихонько всхлипывать или даже икать... Я, видя, что с Солохой творятся дела неладные, бешено вращаю глазами, показывая всячсеки, чтобы она роль играла, а не отвлекалась, и продолжаю свою речь)
Дьяк: Ну, здравствуйте, любезная Солоха!
Солоха: (истерическим голосом, с какими-то вымученно стонущими звуками, при этом отворачиваясь от зала пытается не с первой попытки выдавить из себя): Что это вы любезный, у вас же гости!
Зал лежит в истерике, учительница которая занималась нашей постановкой, вытирает платком глаза и не может удержать смех, Солохе тоже явно плохо, т.к. она скрючилась старчески и беззвучно трясется, отводя от меня взгляд.
Я же начиная возмущаться, упрямо и даже твердо (типа всем назло) продолжаю:
Дьяк: Да нет у меня никаких гостей! Видите, какая метель. Но я, так сказать, рад такому случаю погулять у вас и не испугался метели.
Подходит ближе к Солохе.
Солоха вынуждена поднять на меня глаза раз уж я к ней приближаюсь и вновь заходится в истерике, не в силах выговорить нужные слова. Понимая, что надо как-то выкручиваться, начинаю импровизировать:
- Никак вы замерзли дорогая Солоха, вон как трясет вас?
(и беру ее согласно сценарию за руку, продолжая):
- А что это у вас, великолепная Солоха?
Почти умирающая Солоха, на последнем издыхании выдавливает из себя текст, даже не пытаясь что-то говорить выразительно:
Солоха: (изображая недоумение) Как что? Рука, Осип Никифорович!
Дьяк: Рука? Хе-хе-хе... А что это у вас, дражайшая Солоха? (касается её шеи и опять отскакивает)
Но надо сказать, что отпрыгнула я, войдя в роль, не совсем удачно, т.к. наскочила на мешок, где по тому же сценарию сидел кум, который громко, очень громко выматерился (ну, да... в старших классах школы мои одноклассники нередко использовали этот "диалект"), чем привел и без того беснующийся зал в восторг, а учителей вогнал в краску, причем с зеленоватым оттенком. Я посочувствовала Куму, т.к. его явно теперь ждали разборки с родителями и учителями...
Солоха тряслась в беззвучном смехе, сквозь который проскальзывали какие-то нечеловеческие поскуливания, а из глаз катились слезы. Говорить она ничего не могла... Понимая, что нужно как-то спасать ситуацию, я решаюсь немножко смухлевать и, отворачиваясь от сцены, говорю за нее женским голосом (а за дьяка я пыталась придавать голосу грубоватые нотки, получалось очень даже неважно, но что поделать)... Изображая отвечающую мне Солоху, я путаюсь в имени и отчестве, т.к. наспех перед спектаклем учила только свой текст и потому, вместо:
Солоха: "Будто не видите, Осип Никифорович? Шея, а на шее монисто"
произношу:
"Будто не видите Никифор Осипович шея, а на шее ЗАПЯСТЬЕ...".
Почему я сказала "запястье" я не знаю, переволновалась наверное... Но это было еще одной каплей и взрывом хохота из зала.
Несколько минут все вокруг грохотало от смеха, я уже возмущаться начала, что при таком раскладе - мы спектакль до конца не доиграем... Но, судя по всему, нам на помощь решил прийти актер, играющий Чуба, который не видел что происходит на сцене, а только слышал из-за кулис этот обидный смех... Не дождавшись пока зал отсмеётся и последуют наши диалоги, которые должны были предшествовать его появлению, он пошел по сценарию дальше:
Раздаётся стук и голос Чуба
Чуб: Солоха!
Я, воодушевившись, что наконец-то можно нормально доиграть сценку до конца, излишне восторженно и даже радостно восклицаю:
Дьяк: Ах, Боже мой, стороннее лицо! Ради Бога, добродетельная Солоха! Ваша доброта, не знает границ... Стучатся, ой стучатся! Ох, спрячьте меня куда-нибудь!
Покачивающаяся и обессилившая от смеха Солоха прячет Дьяка (меня) в третий мешок. Входит Чуб.
Чуб: (громко, с энтузиазмом) Здравствуй, Солоха! Ты, может быть, не ожидала меня, а? Может быть, я помешал?
Солоха всем своим видом показывает, что не помешал. Я не знаю как она на самом деле это делала, но когда она запихивала меня в мешок, при виде меня у нее вновь началась истерика.
Чуб: Может быть, ты тут забавлялась с кем-нибудь? Может быть, ты кого-нибудь спрятала уже, а? (Смеётся) Ну, Солоха, дай теперь выпить водки. Я думаю, у меня горло замёрзло от мороза. Как схватилась вьюга!
Голос Вакулы за сценой: Отвори!
Чуб: Стучит кто-то..
Голос громче: Отвори!
Чуб: это кузнец! Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня, я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало под обоими глазами по пузырю в копну величиною! (грозит кулаком)
Солоха мечется, наконец прячет Чуба в мешок, где сидит Дьяк. (а точнее я... наш мешок большой, мы хорошо там и свободно помещаемся, причем мешок тонкий и светлый (видать чтоб мы не задохнулись) и мы очень хорошо видим друг друга, к тому же я стою и держу вверху материал, чтоб мешок не свалился на землю. Дальше должна была быть сценка с Вакулой, а мы с Чубом типа должны сидеть в мешке... Но проблема заключалась в том, что влезший в мешок со мной новый персонаж, который не видел меня до этого в костюме Дьяка, увидел меня наконец... А на сцене в это время развивались события:
Входит Вакула, явно не в духе. Солоха убегает. Вакула рассеянно бродит по сцене, наконец замечает мешки.
Видать в момент, когда актер должен был заметить мешки, из мешка вопреки сценарию вдруг доносится дикий хохот, причем с какими-то хрипами. Мешок сотрясается, а я уже с трудом удерживаю материю в руках, чтоб мешок не свалился и не открыл бы нас, сорвав постановку.
Вакула, явно пытаясь сделать вид, что он ничего не видел и не слышал, громко, чтоб переорать хохот продолжает:
- Зачем тут лежат эти мешки? Их давно пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь.
Дальше он типа должен взвалить мешок на плечи и тут мы должны были своими ножками перебирая помогать Вакуле "тащить" мешок, будто бы он такой сильный. Но произошла накладка - захлебывающийся в хохоте Чуб не пошел тогда, когда нужно было идти одновременно с Вакулой и в итоге ткань все-таки выскользнула из моих рук и мы предстали перед Вакулой во всей нашей красе, а именно - почти поверженный полусогнутый в попытках сдержать хохот Чуб и Дьяк, придерживающий свою бороду, которую едва не сорвало падающей тканью.
Вакула замирает на месте, чересчур долго смотрит на нас, явно не в состоянии решить как же быть, если сценарий так сильно нарушен, ведь он же не должен знать, что в мешках Чуб с Дьяком... Я экстренно думаю как же ему помочь, но он сильно озадачивает меня воплем, недоуменно и искренне тыча в меня пальцем, вопросительно поворачиваясь к торчащей возле занавеса учительнице: "А что здесь чёрт делает, он же должен быть в отдельном мешке?"...
Я вот почему-то в тот момент сильно оскорбилась и даже возмутилась тому факту, что меня, Дьяка, с чертом сравнили... И с долей вызова, наплевав на сценарий заявляю: "Сам ты черт, я и есть - Дьяк". Но при этому у меня падает моя борода, а Чуб, Солоха и зрительный зал уже почти не подают признаков жизни, будучи способны лишь на стоны...
Вакула, вдруг достает из кармана очки (Вакулу Мишка играл, а у него зрение плохое было), надевает их и пристально смотрит на меня, после чего восторженно восклицает: "А у тебя, Дьяк, борода отвалилась"... Мой сосед по мешку Чуб, при этих словах явно тоже "отвалился" от нас и практически уполз за кулисы, не в силах сдержать громкий гогот...
Я всё больше начинаю злиться, понимая, что сейчас всё окончательно сорвется и, входя в роль и пытаясь спасти положение, говорю "Вакуле" - "Чего стоишь, тащи мешки Оксане, сюрприз ей делать будем".
Вакула, решив не заморачиваться чёртом-дьяком и его эмигрирующей бородой, явно радуясь, что ситуация как-то всё же разруливается, заворачивает уже меня одну (Чуб сбежал) в мешок и типа тащит вместе с мешком, в котором сидел чёрт. По сценарию меня должны были бросить возле Оксаны и девиц и заняться мешком с чёртом и Кумом...
Пока меня тащили, я на ходу, семеня ногами, одной рукой держала верх мешка, а второй приляпывала свою бороду как могла,
дожидаясь, когда закончится короткая сценка разговора Вакулы с Оксаной, чтобы наконец-то незаметно отыграть последнюю свою сценку и удрать за кулисы. Но увлекшись никак не прикрепляющийся ровно бородой, которую не просто одной рукой крепить, я пропустила суть беседы, и решив, что возникшая тишина это окончание их сценки, я с облегчением полезла наружу, не позаботившись надеть шапку, т.к. она никак не хотела снова нахлобучиваться обратно на голову... Но тут вдруг выяснилось, что это было не завершение сценки с Оксаной, а лишь пауза, пока Оксана с подружками типа "рассматривала" мешки с наколядованным добром...
Не зря... ох, не зря я заявила Вакуле о сюрпризе для Оксаны - сюрприз более, чем получился, т.к. я как-то слишком неожиданно для всех выскочила из мешка, чем напугала девчонок, а Лена (точнее Оксана, если по роли) выразилась еще более нецензурно, чем Кум, на которого я успела ранее наступить. Я прошипела Ленке, что ей влетит, но ей, кажется было все равно, так как теперь уже истерика началась у нее и у ее "подружек" по роли...
Причем в другой стороне сцены типа разыгрывалась драма с Вакулой, который собрался топиться из-за неразделенных чувств к Оксане. В это время он типа пел грустную песню (под фонограмму, конечно)... но эта песня была заглушаема смехом Оксаны, подружек и конечно же зала... Мишка (Вакула) явно психовал, т.к. он очень гордился этой ролью, а тут все наперекосяк... В итоге не выдержал и прибежав в наш угол сцены, Мишка не очень то и вежливо затолкал меня за кулисы, после чего вернулся страдать под песню дальше :)))))
ДЛЯ МЕНЯ - ЗАНАВЕС...
Как дальше длился спектакль я не знаю, т.к. была за кулисами атакована другими актерами, которые хохотали, жали мне руки, фотографировали на "Polaroid" (короче - безумствовали). Заплаканная учительница максимум, что смогла - это молча подойти ко мне, обнять и убежать рыдать от смеха дальше. Успокоились все, да и то частично, только когда я рассталась со своим костюмом Дьяка...
Кстати, в конце спектакля, все мы выходили кланяться на сцену зрительному залу. Когда я собиралась облачиться снова в свой дьяческий костюм, ко мне подошла завуч и тоже обняв зачем-то, ласково так сказала: "Наташенька, не нужно, иди как есть"... Пришлось без костюма выходить. Но народ все равно встретил меня бурными овациями, причем что поразило - аплодировали стоя. 😁😁😁 Я страшно смущалась и норовила удрать поскорее со сцены.
После спектакля у нас было массовое чаепитие. Мне подарили фотографию сделанную "Поляроидом"... И, посмотрев на фото, я кажется поняла, почему меня встречали так бурно и истерически 😁😁😁😁😁
Обрисую в двух словах.
За неимением продуманного костюма Дьяка, который остался у уехавшего одноклассника, на меня нацепили черное женское длинное пальто нашей школьной медсестры, которая великодушно пожертвовала его для нашей сценки. Пальто было не совсем похоже на сутану, а скорее было какое-то кокетливо-гламурное, но нам некогда было искать что-то другое, поэтому были рады и этому. На голове у меня была надета шапка-кепка, которую мы позаимствовали (причем без спроса) у нашего физрука. Просто его не нашли, а что-то на голову надеть было нужно, в итоге одолжили. Шапка была обязательным атрибутом, так как она скрывала веревку от бороды, которую я привязала к голове и волосам заплетенные в две косички-баранки (чтобы крепче держались). Косички и были спрятаны под той шапкой-кепкой, на них и держался великоватый мне головной убор.
С бородой у нас возникли самые серьезные сложности, т.к. ну негде нам было найти бороду. В итоге, подружка сбегала домой и притащила мне кусок меха, который остался от воротника пальто мамы. Вырезав из куска примерную форму бороды и отверстие для губ, мы ее привязали к моим косичкам. Борода смотрелась оооочень странно... 🙄
Думаю, если представить пушистый воротник на пальто, то примерная картинка будет понятна... НЕЧТО!!! 🤦♀️
Я смотрела на фото с "Полароида" и сама рыдала от смеха... Это был какой-то дьяк-трансвестит, в женском пальто, со странной бородой и модной (для того времени) шапке-кепке - "а-ля дедушка Ленин".
А представив, КАК эффектно я смотрелась, выпорхнув из мешка перед Леной (а точнее Оксаной и ее подругами), когда не смогла нацепить на косички-баранки кепку... я и сама погрузилась в долгую кому от смеха.
Очень, очень странный из меня вышел дьяк: с косичками, в женском кокетливом пальто и с привязанной бородой, больше напоминающий хвост какого-то неведомого пушного зверя... 😁😁😁
Зато наш спектакль был признан лучшим из всех других классов. Это несправедливо конечно же, но все равно нам было приятно.
Ссылки: "КОТОБЛОГ", "Блог кота Мити", "ИСПЫТАТЕЛЬ", "Punk's road"