Открытки советского периода - это не только те яркие, красивые сюжетные карточки, которые люди посылали друг другу по почте накануне каких-либо праздников. Да, они были очень милыми, особенно те, что выходили из-под кисти художников В. Зарубина или В. Четверикова - эти открытки любили все, и дети, и взрослые.
Были очень красивые фотокомпозиции; встречались открытки с использованием кукол; нередко можно было увидеть и футуристические сюжеты, вплетаемые в советскую действительность. Но все эти открытки относятся ко второй половине XX века, и чтобы приобрести такую сюжетность, превратиться в элемент искусства и неотъемлемую часть какого-нибудь праздника, открытке пришлось проделать довольно сложный путь.
Первые открытки раннего СССР
Так, самыми первыми советскими открытками искусствоведы считают ту серию фотографий 1917 года, которые были сделаны в Москве фотографом А. Дорном во время знаменитых октябрьских событий. Чуть позже, в 1918 году, появились открытки-портреты, и конечно же, первое место среди сюжетов занимал портрет В.И. Ленина и его ближайших соратников.
В 1919 году был образован литературно-издательский отдел в управлении Реввоенсовета, который начал издавать открытки, уже имеющие государственный герб и эмблему издательства. Ну а тематика открыток была, конечно же, агитационной или антирелигиозной. Открыточная "Лениниана" тоже пополнялась сериями портретов Вождя.
Открытка становится почтовой карточкой
В 20-е годы эти открытки приобретают новый статус - почтовой карточки. Карточки изначально предназначались для внутренней корреспонденции (хотя чуть позже были выпущены и открытки для международных сообщений), а иногда продавались по двойному тарифу - это означало, что на этой же открытке можно было написать ответ, и он уже был оплачен.
И если сначала сюжетная линия была сосредоточена исключительно на портретах Ленина и его сподвижников, то в 30-е годы появились открытки с репродукциями картин из Третьяковской галереи. Но, конечно, такое отступление от основного сюжета было скорее исключением, и ленинская тема продолжала преобладать в карточках: сначала это были траурные открытки, посвященные кончине Ленина; потом была издана серия "Мысли Ильича"; подборка "Мавзолей Ленина", включающая открытки с видами деревянного (временного) и постоянного мавзолея с очередью из жаждущих туда попасть.
Со второй половины 20-х гг. издавать открытки начинают множество музеев и картинных галерей, ассоциации художников, книгоиздательства и различные художественные комитеты и общества. Тут уже начинается настоящее разнообразие сюжетов: репродукции картин, портреты деятелей искусства, антирелигиозная пропаганда, виды городов, строительство заводов-гигантов. Увидела свет серия "Колхозы и совхозы", начался выпуск комсомольских, пионерских и просто детских открыток, много сюжетов посвящалось Красной Армии и Флоту.
Открытки военного времени
В годы блокады ленинградцы находили в себе мужество не только бороться за жизнь, но и делать посильный вклад в искусство. Именно в блокаду были изданы сотни открыток, показывающих быт горожан в это суровое время. А уже в 1944-1945 гг. в Ленинграде были изданы открытки с 33 сюжетами-репродукциями картин советских художников.
Ну и конечно же, основная тема открыток того времени - Победа, причем, зачастую в сюжетной линии нередко использовалась сатирическая составляющая. Немного новогодних открыток того времени можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Пропаганда искусства в послевоенных открытках
Послевоенные открытки отражали картину мира того времени: сначала это были сюжеты, посвященные восстановлению разрушенных войной городов, а чуть позже, когда жизнь постепенно вошла в привычное русло и по стране прокатилась война гигантских строек, вдохновение советских художников переключилось на эти объекты.
Перекрытие Енисея, строительство Братской ГЭС, домны Тагила, покорение целины - эти сюжеты в открытках того периода были так же популярны, как и фронтовая тема, в которой основной идеей была мысль "Это не должно повториться".
Открытки 60-70-х гг.
Во второй половине 60-х все советские издательства начали массированный выпуск открыток с репродукциями лучших произведений советских и зарубежных художников. Также издательства не обошли вниманием и отечественную литературу: издавались серии открыток, посвященные произведениям знаменитых русских писателей. Такие подборки часто использовались в качестве наглядных пособий на уроках литературы в школах и вузах.
Космонавтика, конечно же, тоже не была лишена внимания издательств: были подборки открыток с портретами летчиков-космонавтов; пользовалась популярностью серия "Космические фантазии"; в каждом доме можно было найти открытку с портретом Юрия Гагарина.
Ближе к 70-м открытки затронули и декоративно-прикладное искусство: издавались отдельные серии, посвященные гжельской керамике, хохломской росписи, изделиям Палеха и Федоскино, дымковской игрушке, новгородской вышивке и пр. Также приобретают особенную популярность и видовые открытки, с которыми советские граждане посылали друг другу приветы с курортов или из городов, которые посещали с туристической целью.
Коммунистическое воспитание юного поколения тоже хорошо отражено в открытках того времени: тут и серия "Законы юных пионеров", и "Пять правил юных октябрят", "пионеры-герои" и прочие патриотическо-воспитательные подборки. Ну а в 1970 году, когда страна отмечала 100-летний юбилей В. И. Ленина, каждое уважающее себя издательство посчитало необходимым выпустить тематические подборки открыток, посвященных этой знаменательной дате.
Ну и наряду с этими тематическими подборками параллельно шло развитие простой художественной открытки, которая использовалась в таком "легкомысленном" деле, как поздравление с праздниками. Изначально этому направлению в "открыточном деле" уделялось довольно мало внимания - все же это не наглядное пособие, не пропаганда каких-то идей, не знакомство с ценностями мирового искусства, а просто красивая картинка.
Но когда издательства обнаружили, с какой охотой и в каком количестве советский человек покупает эти "легкомысленные картинки", направление поздравительной открытки было принято во внимание и продолжило свое развитие наравне с остальными художественными открытками.
Хотя, конечно, без сложностей и в этом деле не обходилось: так, художник В. Четвериков вспоминал, что для утверждения сюжетов по его рисунку собиралась огромные комиссии, и нужно было очень постараться, чтобы убедить этих людей, что его симпатичные зверюшки на открытках - это не подражание Западу (Диснею), а просто такая индивидуальная рисования...
*********************************************************************
Самые грандиозные и амбициозные стройки СССР