#профориентация #мифыпрофориентации
После небольшой публикации о профориентации подростков перейдем к наиболее часто встречающим мифам профориентации. Вот они:
1. Выбранная ребенком профессия – выбор всей его жизни.
В условиях постоянно изменяющегося мира нужно быть готовим к 3-4 сменам профессии в течение жизни. Кроме того и привычные нам профессии очень быстро меняют свое содержание. Очень часто родители хотят "безошибочно" подобрать ребёнку "идеальную" профессию. А это ошибка. В современном мире профессий, наоборот, нужна не узость, не заострённость выбора, а гибкость, комплексность в построения своей профессионально-образовательной траектории. Чем больше разных компетенций, чем шире их комбинация – тем лучше для успеха в профессиональной деятельности.
2. Сохраняется выраженный интерес к экономике и юриспруденции, как к некоему "универсальному образованию", которое в любом случае пригодится в жизни. Интерес к этим двум направлениям выражен больше, чем ко всем остальным, вместе взятым, несмотря на всё продвижение инженерных профессий. Логика родителей примерно такая: получишь высшее экономическое или юридическое образование – а там станешь менеджером или ещё куда-нибудь удачно выплывешь! Эта тенденция, к сожалению, до сих пор остаётся неизменной.
3. Родители стали больше интересоваться инженерным образованием. Но всё-таки очень многие родители говорят – это риск, это "узко". Довлеет их собственный опыт, когда в позднем СССР полстраны было инженерами, а потом им всем разом стало нужно переучиваться, искать себя по новой. Как говорится, "обжегшись на молоке – дуют на воду".
4. До последних буквально нескольких лет среднее профессиональное образование воспринималось родителями резко отрицательно. Только вуз и всё! Так вот, в последние годы этот миф трансформируется. Это уже становится массовым явлением. Моя гипотеза в том, что это способ ухода от ЕГЭ. Поступить в колледж после школы можно без ЕГЭ, а потом из колледжа в вуз – тоже не нужно сдавать ЕГЭ, достаточно пройти внутренние вступительные испытания вуза. А ЕГЭ всё-таки очень сложен для многих, особенно физика, химия. Так что популярность среднего профессионального образования – это скорее заслуга ЕГЭ, чем всех мер по "популяризации рабочих профессий" и среднего профессионального образования. Хотя WorldSkills конечно популяризирует рабочие специальности. Сейчас способ входа в профессию существенно изменился, "точек входа" стало существенно больше, и далеко не все они требуют высшего образования.
5. Наконец, есть ещё одно традиционное родительское убеждение – это страх перед армией. Обязательно нужен вуз, неважно какой, лишь бы не идти в армию. Во всяком случае, несколько лет назад это было актуально.
6. Следующая родительская ошибка: выбор профессии ассоциируется с благосостоянием. Считается, что есть профессии (те же экономисты и юристы), которые дадут их обладателю "гарантированный статус", "автоматически" обеспечат его благосостояние. Ошибка в том, что выбор профессии и задача обеспечения своего благосостояния – это разные задачи. Мы объясняем родителям, что благосостояние – это не результат выбора той или иной "денежной" профессии, а результат того, насколько правильно молодой человек оценивает свои способности и склонности, выбирая профессию, насколько он мотивирован, сколько он готов вложить сил в свою работу. И вот если все эти вопросы, связанные с воспитанием, развитием, личностной ориентацией – решены грамотно, то, конечно, задача обеспечения благосостояния тоже будет решена.