Начну, пожалуй, с цитаты И. В. Сталина из Политического отчёта ЦК XIV съезду РКП(б) в 1925 году:
Вы спрашиваете: какой уклон хуже? Нельзя так ставить вопрос. Оба они хуже, и первый, и второй уклоны.
Рассматривая материалы про отношения Белоруссии и России, никак не могу отделаться от ощущения того, что Российская точка зрения рассмотрена весьма скудно. Мы как-то привыкли обсуждать Украину, Белоруссию, мол, как у них дела? Чего скачут? Что с долгами? Не болеют ли? Чего хотят? Союз или войти в состав России? А сами-то мы чего хотим?
Таким положением дел мы обязаны нашему президенту В. В. Путину и президенту Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, избравшими прямо противоположные стратегии поведения в медийном пространстве.
Вот смотрите сами. Мы все сегодня знаем, что случилось при строительстве трубопровода «Северный поток - 2». Швейцарская компания Allseas – фирма, занимающаяся прокладкой труб, не хотела попасть в эпицентр политической борьбы в американском руководстве и решила дистанцироваться от геополитических раскладов вокруг «Северного потока - 2» и поставок российского газа в Европу. Поэтому вывела из Балтийского моря суда, которые занимались прокладкой газопровода. Путин, Миллер, Новак комментировали всё это с постными лицами, как будто ждали. Да чего скрывать – ждали, конечно.
Всё, точка. Это техническая проблема, для специалистов. Можете болтать всё, что угодно, строить теории и догадки, писать в блогах, раздавать интервью. Хоть на голове стоять. Это не имеет ровным счётом никакого отношения к делу. Газопровод всё равно достроим, просто позже, чем рассчитывали. Этим уже занимаются.
Кого и чего нет в этой схеме? Граждан России, нет никого «поставленных раком», нет «выкручивают руки», эмоций нет совсем. И поэтому внимание концентрируется на вопросах о том, как достроить, чем, когда? Обсуждается именно это.
Александр Григорьевич Лукашенко является практиком совершенно иного подхода. В поездках по белорусским просторам его часто сопровождает специальная съёмочная группа, которая в нескольких ракурсах снимает его очередной уникальный эстрадный номер – эмоциональный, взрывной, с театральными паузами, жестикуляцией и МХАТосвким взглядом. И даром, когда речь идёт про «обосранных коров». В конце концов Александр Григорьевич в душе всё тот же колхозник и больно смотреть, как бурёнки «стоят по колено в говне». Уголовное дело, однозначно.
Но недавно можно было наблюдать, как под раздачу попал руководитель местного предприятия по производству газетной бумаги. Было очень странно смотреть как он, с маской ужаса на лице, пытался понять причём тут он, его предприятие и нефтегазовый конфликт Беларуссии и России?
Александр Григорьевич просто гремел:
«Извините, нас раком поставили по углеводородам, и никто на это не посмотрел – плевать на все союзы и прочее. А мы дрожим, боимся свою страну защитить»
«Хватит смотреть по сторонам и быть пушистыми и белыми»
«Надо работать на страну, а потом на другие страны. Это я публично предупреждаю, это всех касается. Слишком «порядочные» стали»
Потом было ещё одно эстрадное выступление.
И понеслось! Все чего-то обсуждают, цитируют, пишут! Стойте! А по сути-то что? Эмоций было море! И вот тут Лукашенко мастерски эмоциями снова заговорил проблему.
А проблема такая: Лукашенко хочет, чтобы Белоруссия была могучей и независимой и тут с ним трудно не согласиться. Но для этого надо, чтобы Россия дарила Белоруссии каждый год несколько миллиардов долларов. Вот такая загогулина, товарищ полковник.
Что говорит Лукашенко:
В двух словах, почему с президентом России не договорились по нефти. Потому что РФ хочет, чтобы мы купили у неё нефть по ценам выше мировых. Где такое видано?! Поэтому я и отказался от такой нефти. И прямо заявил, если не будет поставок по мировой цене из России нефти, мы найдем эту нефть в другом месте. Что мы и делаем. И нашли.
А что на самом деле? Сначала нефть для переработки на белорусских НПЗ закупалась без выплаты пошлин в российский бюджет. На продаже нефтепродуктов из переработанной нефти Беларусь заработала в 2018 г. около $12,8 миллиардов. Нефть обошлась в $6,8 миллиарда. 6 миллионов тонн из 24, получаемой Белоруссией российской нефти отправлялись на реэкспорт с зачислением экспортной пошлины в бюджет Белоруссии (перетаможка). Эдакое субсидирование Белорусской экономики
Как сообщал в октябре 2018 года российский министр финансов Антон Силуанов, общий объём подобной субсидии составляет 2 миллиарда долларов в год, но к 2024 году, когда налоговый манёвр будет завершен, она фактически обнулится.
Из-за налогового манёвра, заключающегося в поэтапном снижении экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля к 2024 году и одновременном росте налога на добычу полезных ископаемых, для Белоруссии повышается цена нефть. Теперь российские нефтяные компании закладывают акциз в цену.
Лукашенко тут же заявил, что налоговый манёвр был был сделан специально для того, чтобы надавить на Белоруссию. Понятно зачем. Давно уже Александр Григорьевич приоткрыл завесу над планами Кремля:
«Уже не первый раз создается ситуация, когда нас хотят взять голенькими и голыми руками, бесплатно».
Вот такие финансово-эротическиеэкономические отношения, понимаешь.
Или вот:
«Я часто вам намекаю. Я не могу это сказать открыто и публично: нас будут щупать со всех сторон. Крепко будут щупать. И вы даже не представляете, с какой стороны для нас опасность больше. И залог нашего успеха — это работа с человеком, обычным человеком, которого мы позовем на избирательный участок»
Надеюсь всё понятно?
Давая интервью Венедиктову, Лукашенко опустился совсем уж до явного вранья.
«У нас два мощных НПЗ. В этом году полностью закончили модернизацию. Глубина переработки как в Европе. У вас один такой завод, по-моему, только в России».
Можно стать президентом из колхозника, но колхозник внутри будет всегда. Не хватает образования Александру Григорьевичу, вот и несёт чушь про «один такой завод». В конечном итоге это не важно. Если белорусские НПЗ модернизировались до уровня ЕС и даже выше, а, закупая сырье по мировым ценам, там заводы не разоряются, то у Беларуси, с её «более высоким» уровнем переработки это, тем более не грозит.
К слову, глава ЛУКОЙЛа, Вагит Алекперов, сказал следующее
«Мы работаем на коммерческих условиях. Налоговый маневр – это не инициатива нефтяных компаний Российской Федерации: мы такие же жертвы, как и белорусы. Поэтому мы не собираемся компенсировать те потери, которые несет белорусская сторона»
А дальше читаем:
В особенно невыгодном положении оказались независимые российские НПЗ, не имеющие собственной сырьевой базы. Рост цен на нефть сделал производство на многих из них нерентабельным. Причём настолько, что среди независимых российских НПЗ произошло несколько банкротств, наиболее громким из которых стало банкротство Антипинского НПЗ в Тюменской области. По сути, в таком же положении, как независимые российские НПЗ, оказалась и белорусская нефтепереработка, поскольку своей нефти для неё у Белоруссии нет.
Так вот что, оказывается! Государство Российское наводит порядок. Хочет оставить только НК со своей сырьевой базой. Пусть их будет меньше, но их проще контролировать. В общем какая-то логика у российского правительства есть. Это отдельная тема для разговора. Но совершенно точно - это не для давления на Беларусь.
Но главное вбросить, крикнуть, сверкнуть глазами властно! И помнить про избирательный участок. Ну а дальше можно набросить на вентилятор: про суверенитет, про поглощение, про растворение, разделение. Ну вы поняли. Нужно держать народец в тонусе. Ишь, сфинктеры расслабили!
И вот теперь вопрос:
Объединяться будем или ну его нафиг?
Варианта всего 2, силовой я отбрасываю сразу.
- Вхождение Республики Беларусь в состав Российской Федерации. Для этого нужно провести референдум в Беларуси, обнародовать результаты и дальше исходить из результатов.
И вот теперь, хотелось бы вернуть читателя к цитате в начале статьи. Моё личное мнение, именно для России, оба варианта хуже. В обоих вариантах для нас это траты, а выгода весьма сомнительна.
В первом варианте придётся простить все долги, взять на себя всю социалку и ещё, наверняка, вложиться в новый субъект Федерации. Наверное, это стоило бы сделать, только если белорусы проголосуют на неком "референдуме" >90% "ЗА". Под лозунгом ли единения славянских народов или по иной причине. Но в России, согласно социологическим опросам такой вариант не особо поддерживается.
Лукашенко мастерски давит на эти точки: суверенитет хотят забрать, богатство наше. Кто, простите, хочет? Главное заболтать вопрос о том, каковы экономические, социальные, политические и иные успехи Белоруссии под его мудрым Руководством. Говорить о том, поддерживают ли такой вариант граждане России он не будет принципиально. Хотя, вроде, всё на виду.
Во втором варианте ... Во втором варианте всё идёт со скрипом. 30 дорожных карт. Даже ничего объяснять не нужно. Если достроить Союзное Государство с Белоруссией не получится, то есть Евразийский союз. Если Белоруссия хочет строить отношения как независимые, суверенные государства, нас и это устраивает. Но тогда концерты Лукашенко к чему?
Белоруссии же и так и сяк выгодно - это спасёт её экономику. Но надо ли это России большой вопрос?
Граждане! Будьте бдительны! Формируйте своё мнение на основе фактов и вашего опыта. Не дайте запудрить себе мозги!