Найти тему
Дилетец

Вишну, часть 4. Бог-скороход.

Одной из характеристик образа бога является посвящение богу какой нибудь части тела человека. Например, богу Шиве посвящен детородный орган лингам. А богу Вишну посвящены ступни ног. Это соответствует по иконографии возлежавшему богу Вишну на змее Шеша, где его ступни ног массирует богиня Лакшми. Во многом для Вишну характерная легенда с участием риши Бхригу. В этой легенде ришу Бхригу решил определить кто же будет высшим богом. После неудачного посещения Шивы и Брахмы он посетил Вишну и застал его спящим, более того, он даже поставил ногу на грудь Вишну. Но Вишну не разгневался и стал смиренно растирать его ногу руками, почти в точь-в-точь как растирает его ноги богиня Лакшми. За это Бхригу сделал Вишну верховным богом. В этой легенде любопытно и то что там Вишну был спящим, а как известно, Вишну большой любитель поспать.

В Ригведах при упоминании Вишну почти постоянно подчеркивается о его трех шагах, что он широко шагающий и наличие его «великого следа». В русской народной мифологии есть сказание про «летучий корабль» в различных вариантах. Герою сказки поручают добыть невесту, которое невозможно выполнить без «летучего корабля». Но этого тоже оказывается мало, поэтому герой сказки должен набрать себе команду. Один из членов этой команды был скороход, который ходил на одной ноге, а вторая нога была привязана к уху. Это очень похоже на одно из изображений Вишну-Ваманы с поднятой ногой.

Vamana, скульптура.
Vamana, скульптура.

Скороходу поручают в сказке доставить вводу из дальнего колодца, но он на полпути решил вздремнуть. Пришлось его будить с помощью стрельца, который послал каленую стрелу ему прямо в крутой лоб. Только тогда скороход проснулся, отвязал свою вторую ногу и благополучно доставил воду вовремя. Этот эпизод из сказки прямо таки насыщен символикой Вишну, это хождение на одной ноге, любовь поспать, доставка воды, жидкости, в мифах это Сома.

Возникает вопрос, почему этот элемент, чудесное перемещение бога стало весьма важным в культе верховного бога. На самом деле, здесь ни чего удивительного нет, так как учение о реинкорнации, перевоплощении невозможно и неотделимо от учения свободы чуда-перемещения. Душу как тело бога нельзя «заточить», для них нет преграды, они перемещаются куда считают нужным, их остановить может только одно, «сон».