5 московских заводов-гигантов, которые были уничтожены после развала СССР

41K прочитали

В советское время ЗиЛ был преуспевающим предприятием, производившим в год тысячи грузовиков
В советское время ЗиЛ был преуспевающим предприятием, производившим в год тысячи грузовиков

В советское время Москва была не только столицей самого большого на планете государства, но и крупным промышленным центром. Мануфактуры начали активно строиться в царской Москве еще в конце XIX века. В 1930-е годы молодая советская страна взяла курс на индустриализацию, и Москва конечно же не осталась в стороне.

На бывших в то время городских окраинах (которые теперь находятся между Садовым и Третьим транспортным кольцами) заводы и фабрики вырастали друг за другом, до неузнаваемости меняя облик столицы. СССР закупал за рубежом новейшие станки и оборудование для внедрения передовых технологий в производстве. Ради этого пришлось даже продать на Запад более 30 ценнейших картин из коллекции Эрмитажа.

Рядом с растущими заводами появлялись жилые кварталы, общежития и дома культуры для работников, тем самым способствуя развитию вокруг себя новых районов.

Но после распада СССР в условиях рыночной экономики Москва перешла на модель развития как финансовый центр страны. Многие предприятия были приватизированы и переведены на самоокупаемость. В рыночных реалиях ведения бизнеса им зачастую было сложно конкурировать, ведь их продукция значительно проигрывала в качестве и технологиям зарубежным аналогам. А усиление экологических требований в столице по выбросам в атмосферу и сливу сточных вод поставило окончательную жирную точку в судьбе многих из них.

Давайте вспомним 5 крупных промышленных предприятий столицы, некогда представлявших славу и гордость советской индустрии, которые обанкротились и были закрыты в постсоветский период. Их огромные пустующие территории сейчас понемногу осваивают застройщики жилой недвижимости. Некоторые бывшие цеха и корпуса прошли реновацию и превратились в арт-пространства, ночные клубы и бизнес-центры.

Заводоуправление АЗЛК на Шоссейной ул.
Заводоуправление АЗЛК на Шоссейной ул.

1.Автозавод им. Ленинского комсомола (АЗЛК) (1930–2010)

Автомобильный завод, производивший всем известные "Москвичи", был построен при участии американской компании Ford около м. Волгоградский проспект и неоднократно менял названия от КИМ и МЗМА до АЗЛК с 1968 года. Производство в основном было ориентировано на малолитражки, и сборку знаменитых Запорожцев сначала хотели наладить именно на АЗЛК.

В 1960-е годы были закуплены конвейеры от французской фирмы Renault, а в 70-е французы приняли участие в реконструкции завода,в ходе которой были построены новые корпуса в Текстильщиках.

В погоне за увеличением количества продаваемых машин сильно страдало качество. Автогигант стал терять позиции не только на европейском, но и внутреннем рынке, на покупку Москвичей практически не было очередей.

В 90-х годах и так на ладан дышавший завод стал окончательно загибаться и в 2001 году полностью прекратил выпуск автомобилей, хотя формально общество ликвидировали в 2010 году.

Часть корпусов завода-банкрота используются Renault для сборки собственных авто, остальные здания сдаются в аренду различным фирмам, под квест-комнаты, картинг и т.п.

Проходная завода
Проходная завода

2.Завод "Рубин" (1951–2003)

Телевизионный завод появился в 1951 году в районе Фили на месте существовавших с 30-х годов авторемонтных мастерских, и в советское время славился флагманскими телевизорами марки "Рубин", параллельно выпуская военно-космическую технику. Эти ТВ-аппараты считались одним из ярких достижений промышленности СССР, отличаясь качественной по советским меркам сборкой и почти не горели. Как правило, новые технологии подобно пульту ДУ, двусистемность PAL/SECAM, увеличенной диагонали экрана реализовывались в первую очередь на "Рубинах".

Так, именно здесь в 1967 году был создан первый в Союзе цветной телевизор "Рубин-401", а в дальнейшем большая часть продукции завода удостаивалась Знака качества, а в 1980 году завод стал официальным поставщиков телевизоров для обслуживания Олимпиады-80.

В 90-х годах завод был акционирован и оказался в трудном положении - после открытия границ моральное устаревшие ТВ оказались никому не нужны. В 1997 году выпуск телеков перенесли в Воронеж (в 2003 продали бренд и телезавод Rolsen), а производственные площади сдали в аренду, куда переехал с близлежащих уличных аллей Филевского парка культовый радиорынок "Горбушка". Сейчас компания полностью перепрофилировалась и занимается чисто девелоперской деятельностью, владея торговым и офисным центрами на бывшей территории завода. Есть информация, что вскоре планируется застройка территории новостройками.

Один из корпусов завода вдоль шоссе Энтузиастов
Один из корпусов завода вдоль шоссе Энтузиастов

3.Завод "Серп и Молот" (1883-2011)

Один из старейших и крупнейших в Центральном округе заводов был основан французским предпринимателем Юлием Гужоном в районе современной ст. метро Площадь Ильича и шоссе Энтузиастов, и в имперской России производил железо, проволоку и болты с гвоздями. После революции был национализирован и получил соответствующее пролетарское название.

В советские годы завод стал крупным предприятием черной металлургии, на нем выплавляли сталь, чугун и металлопрокат. Со временем мартеновские печи были заменены на электрические, операции автоматизировались.

Именно во время посещения завода Серп и молот генсек Черненко произнес свою известную фразу "Советские люди могут быть уверены, что 22.06.1941 не повторится никогда", говоря о мощи производственных мощностей завода.

В начале 90-х выпуск продукции на заводе был резко сокращен, частично цеха перевезли в Смоленскую область, но многие были просто закрыты. В 2011 году производство полностью встало.

Сейчас производственные цеха практически полностью снесены, а освободившаяся площадь застраивается жилыми многоэтажками ЖК "Символ".

Фабрика Красный октябрь в советское время
Фабрика Красный октябрь в советское время

4.Фабрика "Красный октябрь" (1889-2007)

Знаменитая кондитерская фабрика с ансамблем из 23 зданий была построена фирмой Эйнем на стрелке Болотного острове в самом центре Москвы в 1889-1914 годах. После революции предприятие национализировали и назвали "Красный октябрь", оно стало одним из главных производителей сладостей по всему СССР. На фабрике делали обожаемые всеми советскими детьми конфеты, шоколадки и ириски как "Мишка косолапый", "Кис-кис", "Аленка", "Стратосфера" и т.п. В советские годы фабрика увеличивала мощности, надстраивались новые этажи.

В начале 90-х фабрику приватизировали, а в 2004 через территорию протянули патриарший мост, обеспечивший удобный проход к метро Кропоткинская. В 2007 году производство было перенесено подальше от Кремля на Бабаевскую фабрику с сохранением бренда. В бывших кирпичных фабричных цехах, которые являются памятником индустриальной архитектуры, расположились центр фотографии Люмьер, галереи современного искусства, а также пафосные ночные клубы Gipsy, Red, Icon, бары и рестораны. Таким образом, бывший индустриальный квартал обрел вторую жизнь.

Коллектив работников ЗиЛ у Главной проходной
Коллектив работников ЗиЛ у Главной проходной

5.Завод имени Лихачёва (ЗиЛ) (1916-2013)

Строительство одного из старейших автозаводов страны, получившего свое имя в честь своего первого директора Ивана Лихачева, было начато еще в 1916 году, однако остановилось из-за Октябрьской революции. После окончания гражданской войны в 1924 был налажен выпуск грузовиков, а позднее и лимузинов представительского класса для советской элиты - всем известные ЗиС-110 и ЗиЛ-114, косившие под американские авто, После войны и до 1960 на заводе даже производили городские автобусы, производство которых позднее передали подмосковному ЛиАЗу.

В 1950-х годах на заводе стали также производить холодильники, которые в СССР считались самыми качественными и долговечными из отечественных, а также вездеходы и бронетехнику. Среднетоннажный грузовик ЗиЛ-130 стал самым массовым в СССР с 3,4 млн. выпущенных машин. В брежневские годы завод столкнулся с трудностями, так как проект нового бескапотного грузовика пришлось передать КАМАЗу, а разработка нового грузовика шла тяжело, и новая модель ЗиЛ-4331 была выпущена лишь к концу перестройки.

В суровых 90-х завод лишился основных рынков сбыта продукции и военных заказов, а с запада стала поступать более "продвинутые" большегрузы. В 90-е годы удалось протянуть только за счет выпуска мелкотоннажного грузового "Бычка", однако в 2000-е объемы выпуска резко снизились, и к 2013 году конвейер ЗиЛа навсегда остановился.

В 2015 году большинство заводской территории сравняли с землей и на его месте активно строятся кварталы-колодцы жилого комплекса "Зиларт", рядом с которым уже появился парк "Тюфелева роща" с ледовой ареной и центром плавания.

Понравилось? Поддержи канал:

👍 Ставь палец вверх, поделись статьей с друзьями в соцсетях!

☑️ Подпишись и следи в ленте Дзена за новыми статьями!

👉 Похожие статьи:

  • 5 самых шумных спальных районов Москвы