В 1956 году в Куйбышеве под Новый год на глазах немногочисленной публики застывает молодая девушка Зоя. Произошло это сразу после того, как она взяла в руки икону Николая Чудотворца и пустилась с ней танцевать. Простояла Зоя без движения 128 дней до самой Пасхи.
Так гласит городская легенда, которая легла в основу книги "Чудо" Юрия Арабова. И хотя это авторский пересказ того, о чем судачились советские люди больше полувека назад, книга получилась не столько о девушке Зое, сколько о временах и нравах.
О сюжете
У Арабова Зоя превращается в Татьяну, которая живет со своей бесхарактерной матерью Клавдией Ивановной в Гречанске, в старом деревянном доме с нужником на улице.
Татьяна — девушка современная. Ей претит религиозная жизнь и мамские наказы, а танцы и гулянья — по ее части. Очередную вечеринку девушка решила устроить у себя дома одним январском вечером. Закончилось все настоящим чудом — Татьяна замерла на месте в обнимку с Николой Чудотворцем.
Это чудо не понравилось местным властям. С этого момента начинается их борьба с народными сплетнями и пересудами. Ведь в советском обществе чудеса религиозного толка невозможны. А некая Татьяна просто в сговоре с американцами.
Как и в легенде, Татьяна вышла из оцепенения в Пасху. Но дальше ее судьба идет своим путем, отличным от Зои. И этот путь опять приправлен воззрениями власть имущих.
Почему стоит прочитать "Чудо" Арабова
- Первое, чем запоминается эта книга, — легкий, метафоричный слог. Такое ощущение, что она была написана за вечер на волне вдохновения. Здесь нет слов, которые выбиваются из общего ритма, и выражений, которые тормозят чтение. Повествование плавное и гладкое.
- В книге очень мало о самой Татьяне и ее стоянии. Она появляется в начале и в конце. Большую часть времени читатель следит за попыткой советской власти удержать народные волнения в рамках принятой идеологии. И помогает им в этом местный поп.
- Здесь много исторических моментов, которые воссоздают атмосферу 50-х годов прошлого века. Оловянная посуда, графин с водой на партийных столах, послевоенные чемоданы и т.д. Дополняют картинку биографические факты из жизни Сталина и Хрущева.
Книга однозначно достойна прочтения, хотя бы ради интереса.
И все же, было стояние Зои или нет?
Достоверных сведений по этому событию нет. Церковные служители верят, что чудо было и даже пересказывают слова очевидцев того события. Но правда ли это? Сомневаюсь. Потребность выдать желаемое за действительность свойственна всем, чем попы или священники хуже. Ведь если стояние Зои было, то это доказывает существование Бога. Очень удобная позиция.
Существует версия, что стояние было инсценировано: в окнах дома по улице Чкалова люди видели "Зою", которая через некоторое время просто сменялась другой застывшей "Зоей".
Согласно другой версии, к народным волнениям привели обычные слухи. Кто-то ляпнул про окаменевшую девушку, и все — легенда пошла гулять в массы.
Под вопросом и само существование Зои, которая по преданию носила фамилию Карнаухова. Документальных подтверждение на ее счет вроде как нет.
Что история выдуманная, косвенно подтверждает еще одна легенда о святотатце-плясуне, но уже мужского пола. В 1919 поговаривали, что подобная участь коснулась одного матроса, решившего станцевать с иконой Божьей Матери. Дело это было в Кронштадте.
В общем будем надеяться, что кто-нибудь когда-нибудь изобретет машину времени, вернется в 1956 год в бывший Куйбышев и расскажет нам правду.
А пока читаем "Чудо" Арабова, смотрим одноименный фильм и продолжаем гадать: было или не было?