Найти тему
DAVID.ru

Социальное предпринимательство как фактор устойчивого развития экономики

Социальное предпринимательство — это экономическая деятельность человека, основным содержанием которой является смягчение или полное решение общественных проблем, в случаях когда государство не справляется с данными проблемами. Как правило, социальным предпринимательством занимаются конкретные люди, но также в практике имеются  и такие случаи группового участия в решении проблемы. Суть их деятельности заключается в разработке различных проектов в ходе реализации которых будет решатся проблема в медицине, образовании, здравоохранении и иных общественно важных сферах жизнедеятельности.

Исходя из выше изложенного становится ясно, что под категорией «Социальный предприниматель» понимается  субъект, который своей деятельностью не только получает прибыль, но и способствует решению проблем населения и общества в целом. Именно этим социальный предприниматель и отличается от простого предпринимателя.

Каждое социальное предприятие характеризуется следующими признаками:

-цель «социальной помощи» стоит выше первостепенной задачи предпринимателя — прибыли;

- возможность приобретения определенного опыта в ходе решения социальных проблем( требуется инновационный подход к ведению бизнеса)

- Стабильность и конкурентоспособность предприятия.

Пионером в области социального предпринимательства можно назвать знаменитого на весь мир  предпринимателя Генри Форда.  Форд считал , что максимальный уровень эффективности работника никак не зависит от его уровня здоровья, социального положения и прочих факторов . В рамках своей теории он разработал подход, при котором каждый фабричный работник мог получать определенный доход, при успешном выполнении своей работы. В результате эксперимента, проведённого на фабрике, стало понятно, что некоторые виды работ могут быть выполнены людьми ограниченными возможностями. Ярким примером может служить работа в отделе по сборке комплектующих, в котором работал сотрудник, имеющий серьезные проблемы со зрением, но при этом полностью справляющийся со своей работой. На фабрике подобных примеров существовало довольно много. В знак хорошего отношения к сотрудникам и заботы о них, на территории завода был построен частный госпиталь. В нем работники имели право безвозмездно проходить лечение в случае болезни.

-2

В практике существует несколько альтернатив финансирования социальных программ и распределения прибыли:

- Целиком некоммерческие организации. Примером подобной организации может служить фонд помощи предпринимателям — «Ашока». Данный благотворительный фонд занимается финансированием разных социальных проектов.

- Гибридные модели социального предпринимательства. К ним будут относится в первую очередь крупнейшие социальные сети. Изначально основной миссией подобных проектов было повышение уровня коммуникативности в обществе, посредством дистанционного общения между людьми. Затем благодаря высокой привлекательности данных порталов, социальные сети стали крупными рекламными площадками , сделав своих основателей мультимилионерами. Тем самы произошло гармоничное сочетание социальной миссии и коммерческой направленности данных проектов.

- Частные коммерческие предприятия, в которых реализуются социально направленные программы. Практические каждая крупная корпорация имеет какой-то социальный проект.  Основным предметом обсуждения в данной категории является истинная цель таких организаций. Не редко подобные проекты создаются с целью «отмывания» незаконно полученных денежных средств.

- Венчурные фонды. Главная цель этих организаций — финансовая помощь новым проектам, которые носят социальный характер.

В России сегодня по данным Агенства стратегических инициатив(АСИ) всего лишь 1 % частных компаний занимается в той или иной форме социальным предпринимательством. Для улучшения ситуации эта цифра должна быть увеличила хотя бы в 10 раз. 

Для этого Агенством стратегических инициатив будут разработаны дорожные карты, призванные поддерживать и развивать течение в области социального предпринимательства.  В данном агенстве были сформированы 4 рабочие группы, которые должны приступить к деятельности , связанной с привлечение частных предприятий и организаций к оказанию услуг в общественно важных областях :

- медицинской и социальной реабилитации ;

- паллиативной помощи;

- Общего и дополнительного образования подростков; 

- Организации детского отдыха и лечения.

Принятие необходимых изменений , разработанных в процессе деятельности экспертных групп АСИ должно привести к привлечению в большом количестве представителей частного сектора социальную сферу. При этом представители негосударственных организаций могут сотрудничать с государством в решении сложных общественных проблем , используя свои навыки, компетенции, кадры и инновационный подход.

-3

Значительным препятствием в развитии социального предпринимательства является нехватка законодательных норм, определяющих сферу социального предпринимательства. 

Исключительным нормативным актом, в котором толкуется понятие «социального предпринимательства» ,является приказ №220 , изданный Минэкономразвития. В нем данная деятельность определяется лишь как деятельность по решению той или иной общественной проблемы. Даная деятельность может быть представлена в следующих формах :

- предоставление услуг людям с ограниченными возможностями;

- Обеспечение трудовой занятости для лиц с ограниченными возможностями.

Также существует и иной параметр социального предпринимательства — в этой группе присутствуют организации,  в штате которых от 50 % сотрудников  являются граждане с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Доля их доходов при этом должна  быть не менее 20 % от фонда оплаты труда. Тем не менее завершенным и полным такое трактование назвать очень сложно.

В Июле нынешнего года Государственной Дума Российской Федерации был принят закон о правовом регулировании в области социального предпринимательства. Согласно данному документу социальное предпринимательство будет выделено в отдельную сферу полого и среднего предпринимательства.  Принятие данного нормативного акта должно безусловно стимулировать рост  социального предпринимательства и снижение уровня безработицы. 

Одним из основных проблем бизнеса является отсутсвие чёткой границы между социальным предпринимательством и благотворительностью. В стране все ещё существует мнение, что решение проблем общества с которыми не справляются  государственные органы, не может является системным бизнесом. Именно поэтому нормативная база для социальных предпринимателей является слабо выраженной.

Согласно данным Росстата на Февраль 2019  численность рабочей силы составляет 75,1 млн человек. Таким образом, половина граждан РФ являются нетрудоспособными. Именно для того, чтобы предоставить нетрудоспособной части населения возможность реализовывать свои навыки и умения, необходимо развивать сеть социальных предпринимателей. 

На мой взгляд проблему развития социального предпринимательства в России нельзя решить только лишь принимая нормативные акты, признанные регулировать отношения в данной сфере. Я считаю, что подход к этой проблеме должен быть более масштабный, необходима мировоззренческая революция, в результате которой социальное предпринимательство будет в глазах большинства населения необходимостью динамичного развития общества. Только с пониманием острой необходимости страны в различных социальных проектах, можно получить необходимую почву для реализации социальной миссии. Каждый должен понимать, что социальный предприниматель — это инициативный гражданин, который помимо первостепенной задачи своей деятельности, пытается быть полезным обществу и принести некоторый социальный эффект. Подобные начинания должны приветствоваться как государством, так и обществом в целом.