Найти в Дзене
Strategeum-Y

Стратегические учения армий США и России: масштабное тестирование военных потенциалов

Оглавление
  • Запад-2017
  • Центр-2019
  • Дефендер-20
Попробуем оценить реальные военно-политические параметры крупнейших учений вооруженных сил США и России, отсеяв, по возможности, как откровенные фейки, так и изощренные «усилители вкуса». Наш главный интерес — посмотреть, как на стратегических маневрах последнего пятилетия тестируется военная мощь двух ведущих военных держав в условиях новых экономических и технологических укладов.

Американские учения: новые технологии и возвращение «мышечной памяти»

Проведение серьезных учений Запада в Восточной Европе в районе 2016 года. Однако ранее они не выходили за уровень оперативно-тактический (если в понятиях советского / российского военного дела).

В нынешнем году «Дефендер-20» четко заявляется как стратегическое учение вооруженных сил США с привлечением Германии, Польши, Великобритании и ряда других союзников и партнеров.

Согласно последней официальной версии американцев и их союзников, через океан будет перемещено 20 тыс. американских военнослужащих и 20 тыс. единиц военной техники; «железо» — морем, личный состав — по воздуху. К перебрасываемому контингенту присоединятся 9 тыс. американских военнослужащих из уже развернутых в Европе формирований и 7 тыс. военнослужащих союзников по НАТО, будет также задействовано 13 тыс. единиц техники, складированной для американских войск в Европе (Германия, Нидерланды, Бельгия).

-2

Основная масса перебрасываемых войск и сил — это своего рода модули, из которых будет сходу сформировано соединение дивизионного уровня (представители армии США избегают именовать его просто дивизией):

  • 1-я бронетанковая бригадная тактическая группа 1-й бронетанковой дивизии — 3800 человек
  • 2-я бронетанковая бригадная тактическая группа 3-й пехотной дивизии — 3800
  • 116-я кавалерийская (бронетанковая) бригадная тактическая группа национальной гвардии штата Айдахо — 3800
  • штаб 1-й кавалерийской дивизии — 500
  • штаб артиллерии 1-й кавалерийской дивизии — 350
  • штаб бригады поддержки 1-й кавалерийской дивизии — 250.

В это соединение на период «Дефендер-20» могут быть также включены имеющиеся в Европе другие американские тактические формирования (или их контингенты): две бригады постоянного базирования и ротируемые бронетанковая и вертолетная бригады.

Объявлено также, что бригада Нацгвардии Айдахо перебрасывается без своей техники. Ей предстоит отработать вопросы снятия с длительного хранения техники, размещенной на европейских объектах передового складирования в условиях, имитирующих угрожаемый период.

Запланирован к участию в европейском учении контингент из состава 1-й воздушно-десантной бригады 82-й воздушно-десантной дивизии (1000 человек плюс 150 человек из штаба этой дивизии). Однако здесь не исключены изменения, поскольку часть войск этой дивизии периодически экстренно перебрасывается в кризисную зону на Ближний Восток

К учению в Европе привлекаются серьезные формирования поддержки и обеспечения вооруженных сил США и Германии, также задействуется гражданская транспортная инфраструктура ряда стран. Логистическая тема считается одной из центральных на предстоящих маневрах. Отмечается, что будет оценивается, насколько удалось сделать «работу над ошибками», допущенными в предыдущие годы. Особое внимание логистике и транзиту на территории Германии, где еще в 2016 году возникли большие затруднения при трансфере войск и техники на общеевропейских маневрах, своего рода «бутылочные горлышки». Отдельный акцент — на передвижении войск и сил ночью, чтобы не блокировать обычную жизнедеятельность в районах учения.

Всякое стратегическое учение разбивается на тактические эпизоды, в рамках которых отрабатываются какие-то частные темы. В нынешнем мероприятии будут, как сообщается, марши войсковых конвоев из Германии в Польшу, преодоление водных преград, выброска воздушных десантов в Прибалтике и Грузии, тактические учения с боевой стрельбой. Привлечение к «Дефендер-20» такого количества бронетанковых частей, имеющих на своем вооружение различные модификации танков М-1 «Абрамс», свидетельствует о намерении опробовать различные тактические и технические темы этого рода войск.

Естественно, штабы, органы управления будут отрабатывать многочисленные вопросы управления, многие из которых не афишируются публично.

Учение проводится с минимальным привлечением структур НАТО. Однако будут тестироваться новые штабные формирования альянса, созданные на базе расформированных ранее штабов армейских корпусов Германии и Великобритании.

В отличие от предыдущих лет, на этот раз объявлено о проведении обширных мероприятий контрразведывательного обеспечения. И, само собой, тема обеспечения кибербезопасности.

Первоначально было объявлено о том, что в рамках «Дефендер-20» армейские силы будут переброшены не только в Европу, но и в Индо-тихоокеанскую зону. Однако в нынешнем году о параллельном трансфере войск в Азию слышно не было.

По мнению министра армии США Райэна МакКарти, в ходе «Дефендер-20» американские сухопутные войска вновь начинают тренировать мускулы, которыми не пользовались два десятка лет. Задача определена как возвращение «мускульной памяти», возвращение способности к быстрому, в течение двух недель развертыванию подкреплений стратегического уровня, условно, из Техаса вглубь Европы. В ходе нынешнего учения переброска, сосредоточение и развертывание в Восточной Европе займут явно больше времени, активная фаза планируется на апрель, со свертыванием и убытием основной части привлекаемых войск и сил в места постоянной дислокации в США в мае.

Масштабность и качественный скачок российских учений

В 2009 году было начато проведение российско-белорусских учений под кодовым наименованием «Запад» с символической отсылкой к одноименным маневрам советского периода в 80-х годах. Заявленная численность задействованного личного состава на трех учениях этой серии колебалась в пределах 10-12,7 тыс. военнослужащих. В 2009 году характер маневров был определен как оперативно-стратегический, в дальнейшем учение было отнесено к стратегическому уровню. Первые два учения этой серии прошли рутинно, без привлечения особого внимания.

Вокруг «Запада-2017» изначально возник большой ажиотаж, что отразило глубину кризиса доверия между Россией и европейскими странами с Украиной. Оглашенная на публике легенда учения была сочтена даже в московской прессе невразумительной, заказанные министерством обороны России несколько тысяч вагонов при подготовке этих маневров вызвали недоумение и определенные подозрения в Минске. Примечательно, что если за год до проведения учения министр обороны России Сергей Шойгу заявлял о том, что при планировании «Запада-2017» будет учтена возросшая активность НАТО, то впоследствии антинатовский момент не заявлялся в публичной легенде маневров.

-3

В конечном итоге политические подходы Белоруссии и России к учению разошлись, Минск пригласил на белорусскую часть мероприятия западных наблюдателей. Ожидавшийся приезд в Белоруссию российского президента не состоялся. В отличие от Владимира Путина Александр Лукашенко разбора учения на правительственном уровне не проводил.

По мнению главы российского государства, в ходе учения российской стороной «был решен ряд важных задач, в первую очередь, проверена мобилизационная готовность и возможности обеспечения потребности войск на местах, обеспечение их из местных ресурсов». Он также отметил проведение комплексной оценки обеспечения войск транспортно-логистическими услугами, продовольствием и медикаментами.

Главнокомандующий сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков заявил по "горячим следам", что маневры 2017 года были «грандиозные» и «очень интересные». Он особо отметил качественный скачок в управлении войсками за счет оснащения командных пунктов современным оборудованием.

-4

В «Нью-Йорк таймс» со ссылкой на американскую военную разведку по итогам «Запада-2017» констатировалось, что российские вооруженные силы стали более мобильными, более сбалансированными и способными к полномасштабному ведению современной войны.

Через два года в масштабе стратегического направления на пространстве от Оренбуржья до Кузбаса было проведено стратегическое учение «Центр-2019» с участием воинских контингентов Китая, Пакистана, Индии и среднеазиатских государств. В маневрах приняли участие 128 тыс. военнослужащих, более 21 тыс. единиц вооружения и военной техники, около 600 летательных аппаратов и 15 боевых кораблей. В практических действиях войск на полигонах в европейской части России были задействованы до 13 тыс. человек, в т.ч. более 2 тыс. иностранных военнослужащих. Фактически это самое крупное учение вооруженных сил России за весь постсоветский период.

Несмотря на коалиционный состав участников маневров, «Центр-2019» был заявлен как национальное мероприятие России и как командно-штабное учение. Его основной целью была проверка уровня подготовленности органов военного управления Центрального военного округа, командного состава воинских контингентов к управлению межвидовой группировкой войск (сил), получение практики командирами и штабами в управлении войсками (силами).

В ходе учения отрабатывались новые способы действий войск. В частности, был проведен эксперимент по формированию соединения Воздушно-десантных войск нового типа. За счет массовой переброски на большие расстояния была создана группировка авиации, которая насчитывала около 600 летательных аппаратов.

-5

Отрабатывались вопросы планирования и практического выполнения совместных мероприятий территориальной и гражданской обороны.

* * *

В целом можно выделить новый военно-политический тренд: национальные учебно-боевые мероприятия России и США на стратегическом уровне проводятся с привлечением избранного ими круга союзников и партнеров. Структуры официальных многосторонних оборонных союзов практически не используются.

На масштабное тестирование выносятся обновленные или даже принципиально новые технологии боевого планирования и управления в комбинации с опробованием тактических новаций и оценкой боевых платформ нового поколения (или глубокой модернизации). Некоторые темы тестируются повторно в режиме «работы над ошибками».

На солидную базу длительного опыта и традиций ведущих военных держав нанизываются опыт и идеи сегодняшнего дня. А союзники и партнеры на такого рода учения привлекаются в качестве пристяжных (даже если это экономические гиганты уровня Китая или Германии).

Мы становимся свидетелями выхода военного дела на новые передовые рубежи — этапные, в военно-историческом плане. Загадочное завтра наступило. Военные потенциалы XXI века тестируются на предмет перековки в реальную военную мощь.