В Европе, когда звучат понятия «уличные кроссовки» или «футбольные кеды» в первую очередь речь идет о весьма популярной, но закрытой для посторонних уличной субкультуре. Каждый футбольный клуб имеет ядро своих «профессиональных фанатов». Им всегда отводятся лучшие места на зрительских трибунах и именно они своей повседневной атрибутикой символизируют стиль и имидж команды. Особое внимание здесь отводится обуви: она должна быть практичной, дешёвой и удобной для игры в футбол. Поэтому, когда немецкий флагман в производстве спортивной обуви Adidas решил переиздать свои фирменные повседневные кроссовки Trimm Trabb в классическом двухцветном дизайне с белыми полосами, продажи сразу показали, что они попали в тренд.
Изначально выпущенная в 1975 году линейка кроссовок Trimm Trab задумывалась в качестве средства стимулирования западных немцев к не слишком популярным в стране занятиям спортом.
Но сегодня кроссовки Trimm Trab стали обязательным аксессуаром любого английского ультрас, одетого в спортивные костюмы ведущих европейских брендов таких как: FILA, Sergio Tacchini, Ellesse, Stone Island, Lacoste, Fred Perry.
На самом деле кроссовки Trabs являются настолько популярными в Британии, что стали нарицательным синонимом околофутбольных фанатских субкультур. К примеру, в Ливерпуле, в одном из наиболее «болельщецких» английских городов, сам термин «Trabs» на бытовом уровне заменил обозначение любой спортивной обуви. Сами «уличные кеды» стали центром внимания и главной деталью гардероба любого «футбольного бойца».
В начале 2009 года Ник Лав снял свой знаменитый ремейк классического фильма и быте, отношениях и внутренней иерархии в английских фанатских группировках «Фирма». В одном из эпизодов картины персонаж Бекс — лидер группировки (на сленге — фирмы) из Вест Хэма примеряет в одном из магазинов пару синих «Трабов». Зашнуровав кеды, он поворачивается к главному герою фильма и произносят: «Для меня есть только один путь и один тренер». Это подчеркивает ключевую роль, выделяет Trabs из ряда любой другой популярный спортивной обуви в качестве отображения стиля и мировоззрения британского фанатского сообщества.
Следует отметить, что Trimm Trabb является не единственным примером культовой повседневной спортивной обуви, вернувшей свою популярность в Европе. Несколько лет назад все просто сходили с ума от обуви марки Stan Smith. Я помню свою поездку в Париж в 2015 году, когда казалось каждый второй прохожий одет в эти легкие теннисные кроссовки.
Серия «Стэн Смит» была переиздана в 2014 году после двухлетнего перерыва. Как гласил слоган тогдашней рекламной кампании: «»Стэн Смит» настолько естественен для жизни, как Леви для джинсов и инстаграм Ким Кардашьян для селфи — это высшее проявление формы».
Когда в 2007 году я впервые приобрёл такую пару для себя, верность бренду сохраняли лишь те, кто носил его ещё с 80-х годов, или немногочисленные хипстеры нарочито выставляющие напоказ свой «небрежный стиль».
Но так как к переизданию лейбла приложил свою изящную руку сам Раф Саймонс, он просто ни мог не «выстрелить». Пожалуй, сегодня ни одна линейка кедов или легких кроссовок так и не достигла уровня известности «Стэна Смита». Но ближе всего к заветной вершине подобрались Gazelle от Adidas.
В коллекции «Винтажная замша» от 2016 года эта каноническая обувь 60-х годов была переиздана в 3-х цветовых решениях, призванных напомнить миру об элегантности и сдержанности и минимализма.
Trimm Trab, Stan Smith и Gazelle можно было встретить на ногах у любого «рабочего парня» 80-х-90-х годов. Это была эра возрождения «уличного стиля» (бритпоп) лицом которого стал Ноэль Галлахер из культовой тогда группы «Oasis»(между прочим, у главного конкурента Оазис — Blur в 13-ом альбоме от 1999 года была отдельная песня с названием «Trimm Trabb»).
Если Вы не знали, то братья Галлахер являются преданными фанатами ФК «Манчестер Сити». Вероятно, они больше, чем кто-либо сделали для продвижения «уличного стиля» в мейнстрим. Если Вы внимательно читали материал статьи, то к этому моменту уже должны были заметить, что все обсуждаемые кроссовки относятся к Adidas. И это без упоминания адидасовской линейки Originals SPEZIAL, представленной на рынке моделями Campus и Samba.
Именно эти кроссовки являются самыми популярными среди фанатов «Ливерпуля». Они стали настолько ассоциироваться с клубом, что в 2011 году несколько таких пар с золотым напылением были брошены самими футболистами на зрительские трибуны после окончания последнего в сезоне матча.
«Три полоски» являются безусловно самым популярным обувным брендом среди футбольных фанатов, но они не единственные кто держится на высоком уровне. В последнее время в околофутбольной среде набирает популярность «стиль старой школы». Конкретнее Reebok, которые успешно продвигаются благодаря сотрудничеству с Palace и одноимённым брендом Гоши Рубчинского. Также успешной кооперацией может похвастаться итальянский лейбл Diadora. Он позиционирует себя в качестве одежды и обуви для «активных людей». Вследствие чего заключил контракт с лицом фанатского корпуса West Ham — известным писателем Кассом Пеннатом, и продвигает того в своей рекламной кампании.
До моды на лёгкие кроссовки «по ноге», британские футбольные фанаты предпочитали носить тяжёлые ботинки в стиле «Доктора Мартенса». Это прямое заимствование из близкой к ультрас субкультуре скинхедов, которая возникла в качестве музыкального направления в начале 60-х годов на Ямайке, но к 70 — 80-тым трансформировалась в европейское праворадикальное движение. В период всплеска анархических и националистических настроений среди британских болельщиков эти направления начали смешиваться. Но большинство ультрас в итоге продолжило выяснять отношения на базе текущей межклубной конкуренции.
Ввиду открытости и доступности европейского рынка для иностранных товаров, переход к легкой повседневной обуви мог быть продиктован не столько из соображений стиля, сколько практичности — легкие кеды гораздо дешевле и удобнее тяжелых ботинок.
В условиях, когда тебе постоянно приходится вступать в драки с конкурирующими фанатскими «фирмами», кеды являются отличным решением для побега от противников или полиции. Аналогичным образом дизайнерская расцветка командного снаряжения служит фанатам в качестве элемента камуфляжа.
Хотя, конечно, это не означает, что встречные Вами возле английского футбольного стадиона люди в спортивной одежде автоматически являются хулиганами. Но возрождение уличного стиля в качестве отличительного признака ультрас в конце 80-х — начале 90-х годов прежде всего строилась на внешнем виде.
Говорят, что веяние моды изменчиво и недолговечно. Но практичность и простота стиля таких моделей как Stan Smith и Gazelle максимально целесообразна, а значит — вечна.
В отличие от «дутого» дизайна объёмных кроссовок здесь нет никакого ироничного противоречия: всё просто, умно и классически выверено.
Популярность любой повседневной обуви будет проходить через свои взлеты и падения — в наши дни Вы не увидите столько «Стэн Смитов» как пару десятилетий назад. Но в отличие от Bellbottoms, Mullets или возможно Balenciaga Triple S, они также не станут предметом для насмешек среди ценителей из следующих поколений.
Внимательно изучите все представленные в статье бренды и модели, потому что они никуда от нас не денутся.