Посвящаю памяти моей мамочки. Из личного архива Эльвиры Иосифовны Русановой.
Как легко пишутся письма сегодня. Понабирал на клавиатуре букв и цифр, нажал кнопку, и полетело твоё письмо в мировую информационную сеть, точно угадывая место приземления, даже через тысячи вёрст.
А передо мной – пожелтевшие листочки, написанные ручкой, карандашом, плохими чернилами почти семьдесят пять лет назад.
На одном из писем приписка: "посылаю без марки, может быть, дойдёт".
Это писали мама моя и папа своей маме и тёще, моей бабушке в Сталинабад (ныне Душанбе), оба они называли её в письмах "Родная!".
Бабушка сохранила письма 1941 года, и они стали в нашей семье реликвией, жестокой реликвией войны.
Мы жили в одной из коммунальных квартир Ленинграда на Петроградской стороне (Успенский переулок, дом 5/15, кв. 3). Папа работал слесарем-сборщиком 6 разряда, получал зарплату, которая позволяла содержать семью, где было уже двое детей, а 2 апреля 1941 года моя 29-летняя мама родила дочку.
Папа писал в те дни своему отцу в Батуми:
"…Роды прошли удачно, рожала она в том же родильном доме, где рожала Эли и Жору, там она уже свой человек…".
Мама пишет:
"Здравствуй, Родная! Разрешилась я девчонкой, что огурчик, 3 кг 300 грамм, крепенькая. С белым пушком на голове… Иосиф взял отпуск и ухаживал за ребятами прекрасно - кормил, возил в цирк, приходил ко мне по два раза в день… Девчушку все зовём Иринкой, но Старик (батумский дедушка) просит назвать её именем своей матери - Беатрисса… Не знаю - сложное имя и обидеть старика не хочется, там посмотрим… Ребята от девочки в восторге - живая игрушка!... Сейчас только принесли деньги от тебя. Не знаю, как и благодарить, пусть будут на счастье третьего ребёнка…
5 апреля 41 года. Катя".
В мае 1941 года бабушка была у нас в гостях.
Продолжение следует. Предваряя дальнейшее повествование,даю ссылку на видео в котором можно узнать о жизненном пути Эли.
Материалы взяты из сборника Э И Русановой "Время.События.Судьбы земляков.