Елизавета II и герцог Эдинбургский в отпраздновали 72-ю годовщину свадьбы, которая состоялась 20 ноября 1947 года. Великобритания еще восстанавливалась после войны, и церемония была довольно скромной для наследницы престола. Однако платье действительно было по-королевски роскошным.
Вдохновленное Боттичелли
Создать свадебное платье Елизаветы доверили дизайнеру Норману Хартнеллу, который к тому моменту работал с королевской семьей больше 10 лет. Заказ он получил в августе 1947-го, и на работу у него было лишь около четырех месяцев.
Чтобы найти вдохновение, он отправился по лондонским музеям и нашел его в работах Боттичелли. Как позднее рассказывал сам Хартнелл, главной картиной для него стала «Весна»: «Я нашел то, что нужно — девушку с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагуса и крошечными бутонами белых роз».
Платье за талоны
Спустя два года после окончания Второй мировой войны королевская семья, как и вся Британия, жила на талоны. Для свадебного платья парламент выделил принцессе 200 дополнительных талонов. Девушки со всей страны присылали ей свои карточки на ткань, но их все пришлось вернуть (использовать их, по закону, мог лишь непосредственный владелец). В целом на свадебный наряд для Елизаветы потратили 3000 талонов.
Правильные шелкопряды
Норман Хартнелл выбрал для платья атлас-дюшес, который изготовили в шотландской фирме Winterthur с использованием шелка, произведенного китайским шелкопрядом в замке Лаллингстоун, графство Кент. Как пишет пресса, ходили слухи, что шелкопряды были японскими или итальянскими, что после войны было бы крайне неуместно, поэтому даже пришлось провести экспертизу, чтобы доказать их происхождение.
Американский жемчуг и «говорящие» цветы
Платье было расшито жемчугом (в Британии нужное количество достать было нельзя, и дизайнер получил, по разным данным, от 10 до 20 тысяч жемчужин из Америки) и стеклярусом. Расположенные по всему платью гирлянды цветов имели особый смысл: флердоранж — эмблема девственности, жасмин — счастья, чистоты и искренности, колосья пшеницы — плодородия, а кроме того белые розы Йорков (до того, как его старший брат отрекся от престола, король Георг VI и отец Елизаветы носил титул герцога Йоркского).
Тайный дизайн
Дизайн платья держался в строжайшем секрете: по ночам в ателье дежурила охрана, а окна магазина были закрашены. Все работники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации. В результате получилось подвенечное платье А-силуэта с круглым вырезом, длинными рукавами и юбкой, которая создавала крупные складки. У платья был шлейф, также украшенный вышивкой, для его создания потребовалось два месяца работы 25 швей и 10 вышивальщиц.
Пятиметровая фата
Пятиметровая фата была сделана из тюля и удерживалась на голове бриллиантовой диадемой «Челка» (Fringe), изготовленной в 1830 году. Эту диадему, как говорят, за несколько часов до свадебной церемонии Елизавета случайно повредила, так что пришлось срочно искать ювелира для ремонта.
Платье-гастролер и ненадежная ткань
После свадьбы платье было выставлено в Сент-Джеймсском дворце в центре Лондона, а затем его провезли по крупным городам Соединенного Королевства. Затем платье не раз представляли на выставках. Шелковая ткань при этом не выдерживала тяжесть вышивки, в некоторых местах она порвалась, так что специалистам пришлось реставрировать платье.