Стране потребовалась машина, способная перевозить и людей, и грузы. Итак, необходимо было создать новый автомобиль с годовым объемом выпуска 200000 авто. Экспериментальный образец машины для села получил название ВАЗ-Э2121.
Перед главным конструктором ВАЗа В.С. Соловьевым были поставлены цели:
1. Создать автомобиль для села.
2. Преодолеть миллионный порог годового выпуска автомобилей.
Проектировщики в сжатые сроки должны были воплотить идеи Соловьева в жизнь. Торопило конструкторов и ожидание приезда А.Н. Косыгина на ВАЗ летом 1970 г.
За сутки рабочая группа должна была подготовить предложения по ключевым пунктам:
- автомобиль 4*4
- двигатель от ВАЗ-2101
- возможность эксплуатации в сельской местности.
В ходе работы двигатель от ВАЗ-2101 оказался маломощным и был заменен на двигатель от ВАЗ-2106. Также был проведен расчет необходимости постоянного привода.
Данный автомобиль требовался государству, так как около половины жителей СССР проживали в сельской местности и нуждались в проходимом транспорте.
В итоге было принято решение создать авто с открытым верхом с возможностью закрытия тентом.
Опытный образец состоял, в основном, из узлов ВАЗ-2101, имел двигатель 1,6. На разработку дизайна кузова времени не было, главный упор был сделан на внутреннюю «начинку» автомобиля, поэтому кузов получился довольно аскетичным.
В 1972 году начались первые испытания. Первый экспериментальный образец был белого цвета, далее был собран зеленый автомобиль. Его создание совпало с фурором мультфильма про крокодила Гену, тоже зеленого народного героя. Поэтому к ВАЗ-Э2121 прилипло название Крокодил.
Экспериментальные образцы успешно прошли испытания и были отправлены на дальнейшую доработку.